23 августа 2022

💡 Как генерировать новые идеи: 7 творческих методик решения задач

Автор статей по блокчейну, криптовалюте, безопасности и общим темам
Объясняем «на пальцах» алгоритмы семи творческих методик решения задач.
💡 Как генерировать новые идеи: 7 творческих методик решения задач

Дизайн-мышление

Эту методику можно применять не только в образовательной, рабочей и бытовой сфере, но и, конечно, в бизнесе. Креативность и простота метода позволяет выйти за рамки тривиальных идей и задействовать творческую «жилку».

Впервые термин «дизайн-мышление» употребил Джон Арнольд в собственной книге Creative Engineering. Позднее Герберт Саймон представил еще один научный труд The Sciences of the Artificial, где описал принципы метода. До конца 90-х дизайн-мышление оставался теорией, а уже в 2004 году был открыт первый (и до сих пор самый крупный) центр развития Hasso Plattner Institute of Design при Стэнфорде.

Метод делится на пять этапов, каждый из которых может неоднократно повторяться, меняться местами друг с другом и использоваться одновременно. Например, ты занимаешься конструкцией и дизайном сайта – расшифруем каждый шаг дизайн-мышления.

  1. Эмпатия: посмотри на проблему глазами клиента – узнай его мотивацию и погрузись в его переживания. Узнай, чего хочет владелец сайта, какая цветовая гамма ему нравится, на какую сумму он рассчитывает и какие «фишки» планирует добавить на сайт.
  2. Фокусировка: проведи анализ всей полученной информации и собери ее в «кучу». Сформулируй вопросы, которые станут ключевыми для следующего этапа. Например, клиент хочет получить готовый сайт в сжатые сроки, но не хочет выходить за рамки своего бюджета. Вопрос будет следующим: что ты успеешь сделать в условные сроки и за n-ую сумму?
  3. Генерация идей: стоит задача найти не одно, а сразу несколько решений проблемы. Придумав десяток предложений, займись отбором – оставь те, что решат проблему «со всех сторон». Если клиент не заинтересован в уникальном и сложном дизайне – используй шаблоны или же предоставь ему выбор из своих готовых сайтов (если в запасе есть несколько на такой случай).
  4. Прототипирование: проверка теории на практике. Когда определишься с решениями – приступай к проверке их «жизнеспособности». Поскольку важно уложиться в сроки – проанализируй, сколько времени ты потратишь, если клиент выберет готовый шаблон или сайт из портфолио.
  5. Тестирование: рабочие прототипы можно использовать и представлять аудитории. Собирай отзывы и не пренебрегай обратной связью. Когда клиент выберет понравившийся вариант – займись разработкой сайта, а по «ходу дела» анализируй, насколько удачным было решение. Постоянно общайся с заказчиком. При необходимости вноси изменения и фиксируй положительные правки.

Рекомендуем бесплатный интерактивный курс от вышеупомянутой стэнфордской d.school. Для участия нужно объединиться в команду, распечатать необходимый материал и уделить полтора часа практическим занятиям. Здесь можно изучить методологию дизайн-мышления и научиться использовать его в реальной жизни.

Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека программиста»

Ментальные карты

Автором этого подхода является Тони Бьюзен, который напрямую связывает нашу креативность с памятью.

Для того чтобы нарисовать ментальную карту, необходимо взять лист бумаги и в центре одним словом (можно рисунком) описать ключевую проблему или тему. Затем от «корня» начинаем рисовать «ветки» – на них располагаем слова и фразы, связанные с главной темой. Продолжай проводить разветвления, пока фантазия не иссякнет. Процесс создания ментальной карты вызывает в нашем мозгу целый поток ассоциаций, позволяя посмотреть на проблему с разных сторон и найти неординарные решения.

💡 Как генерировать новые идеи: 7 творческих методик решения задач

Хотим дать несколько советов:

  • одна ветка – одно слово: не засоряй карту, она должна быть читабельна;
  • лист лучше расположить горизонтально, а размер «полотна» может быть любой – будь то офисный А4 или ватман;
  • вдохновись картой метро и используй цветные фломастеры или карандаши при рисовании ответвлений;
  • обрати внимание на размер и «жирность» букв: ключевое слово сделай очень большим, а связующие фразы «уменьшай» по мере отдаленности от центра листа;
  • не бойся использовать рисунки: можешь приклеить вырезки из старых глянцевых журналов или распечатать картинки/фотографии на принтере;
  • сделай набросок карты карандашом: так будет проще увидеть будущую картину и не так часто использовать ластик в процессе.

Метод фокальных объектов

Подход берет свои истоки еще в 1923 году от немецкого профессора Фридриха Кунце. Позже им занимался американец Чарльз Вайтинг, который и дал нынешнее название методу. Слово «фокальный» означает «фокус», то есть фокусировку на ключевой проблеме.

Цель методики: «прикрепить» свойства или характеристики посторонних, не связанных с главным предметом, объектов к центральной теме.

  1. Выбери объект, который необходимо модернизировать или проблему, требующую решения.
  2. Подбери несколько случайных объектов (имена существительные). Важно: они не должны быть связаны с ключевой темой.
  3. Выдели главные свойства объектов и выпиши их на лист бумаги.
  4. Постепенно присоединяй полученные характеристики к главному предмету.
  5. Используй ассоциации для получения креативных вариантов.
  6. Оцени результаты: насколько они полезны, эффективны и готовы к использованию на практике.

Мозговой штурм

Один из самых популярных методов решения задач.

Для проведения мозгового штурма требуется команда, обычно не более 10-15 человек – контролировать большее количество штурманов ведущему будет сложно. Хорошо, если среди них будет находиться один или два человека, не имеющих отношения к теме – они смогут привнести свежие и неординарные идеи.

Всего в методе используются четыре этапа:

  1. Определение проблемы: ведущий группы рассказывает, какую задачу необходимо решить.
  2. Генерация идей: на проработку вариантов дается от получаса до часа. Все записывается на диктофон, на бумаге и любыми другими способами. На этом этапе никто и ничто не критикуется, а также запрещены любые разговоры между участниками.
  3. Обсуждение вариантов: каждая идея проходит проверку на «адекватность». Рассматриваются условия реализации, вариации и каждый высказывает свое мнение.
  4. Итоговое решение: выбирается самая «жизнеспособная» идея и применяется на практике.

Морфологический анализ

Такой способ генерации новых идей придумал Фриц Цвикки. Суть метода состоит в создании таблицы, где перечисляются все возможные вариации составляющих и характеристики предмета. Комбинируя эти вариации – получаем массу новых идей.

  1. Точная постановка проблемы: например, необычная оригинальная визитка кондитерской.
  2. Определение характеристик предмета: форма, материал и т.д.
  3. Определяем вариации элементов и вносим их в таблицу: форма – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; материал – съедобный, картон, пластик и прочие характеристики.
  4. Проанализировать все возможные варианты и выбрать оптимальный: квадратная пластиковая визитка или прямоугольная картонная.

Синектика

Метод был разработан Уильямом Гордоном и с греческого переводится как «совмещение разнородных элементов». Изобретатель утверждал, что залог креативности заключается в аналогиях и выделял четыре их типа:

  1. Прямая: поиск аналогий в окружающем нас мире и вещах;
  2. Символическая: определение необычного в обычном – нахождение парадоксов и метафорических свойств в повседневных вещах и явлениях;
  3. Фантастическая: отход от объективности и реальности – поиск творческих и утопических предметов и вариаций;
  4. Личная: ставит человека на место рассматриваемого им объекта, что позволяет увидеть проблему с другого ракурса.

Подход синектики был использован и известной компанией Kellogg, выпускающей Pringles. Проблемой стал хрупкий, крошащийся продукт (чипсы) и излишнее количество воздуха в упаковке. Гордон был приглашен в команду исследователей и смог провести аналогию между коробкой чипсов и мешками, в которые собирают листву осенью. Влажные листья проще уложить в мешок, поэтому изобретатель предложил изготовителю чипсов иначе складывать продукт и использовать увлажнитель для картофельной муки, экономя место в упаковке и оставляя продукцию целой.

ТРИЗ

Теорию решения изобретательских задач (в аббревиатуре – ТРИЗ) представил советский изобретатель Генрих Альтшуллер в 1946 году. Главный принцип решения задачи методом ТРИЗ – выявить и устранить противоречие.

  1. Определение вида задачи: может быть исследовательской (при которой предмет или явление – новые и неизвестные) и изобретательские (когда нужно усовершенствовать существующее). Нужно перевести исследовательскую задачу в изобретательскую.
  2. Формирование противоречия и постановка ИКР – идеального конечного результата.
  3. Поиск и изучение материала для решения задачи.
  4. Решение проблемы. Альтшуллер рекомендует использовать свои сорок приемов.
  5. Анализ РВС (размер, время, стоимость) – оценка выгоды и расходов.
  6. Вепольная оценка (взаимодействие объекта и поля, что его окружает).
  7. Итоговое решение: оценка сложности и затратности, проверка задействования всего материала и минимизация негативных эффектов.
***

Делись в комментариях, какой метод ты обычно используешь и какие стоило еще упомянуть :)

Материалы по теме

МЕРОПРИЯТИЯ

Комментарии

ВАКАНСИИ

Добавить вакансию

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ