Frog Proger 30 июля 2024

🌐 9 основных паттернов для проектирования распределенных систем

В этой статье мы рассмотрим 9 основных паттернов и области их применения, что поможет вам в проектировании высоконагруженных приложений.
🌐 9 основных паттернов для проектирования распределенных систем

Что такое «Распределенные системы»?

Распределенные системы – это комплекс взаимосвязанных компьютеров или программных компонентов, которые взаимодействуют друг с другом для достижения общей цели.

Особенности

  • Компоненты системы распределены по сети и координируют свои действия путем обмена сообщениями.
  • Компоненты разнородны и автономны.
  • Набор компонентов воспринимается пользователями как единая связанная система.

Преимущества

  • Повышенная надежность и отказоустойчивость.
  • Масштабируемость.
  • Возможность распределения ресурсов.
  • Повышенная производительность за счет параллельной обработки.

Понимание принципов работы распределенных систем исключительно важно для разработки современных приложений и сервисов. Разобраться в этих принципах помогут основные паттерны проектирования.

♾️ Библиотека devops’a
Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека devops’a»
♾️🎓 Библиотека DevOps для собеса
Подтянуть свои знания по DevOps вы можете на нашем телеграм-канале «Библиотека DevOps для собеса»
♾️🧩 Библиотека задач по DevOps
Интересные задачи по DevOps для практики можно найти на нашем телеграм-канале «Библиотека задач по DevOps»

Паттерны проектирования

Peer-to-Peer (P2P, одноранговая/пиринговая сеть)

Этот паттерн позволяет компонентам системы напрямую общаться друг с другом без центрального координатора. Каждый узел в сети может быть как клиентом, так и сервером.

Нужен для

  • Создания децентрализованных систем, где нет единой точки отказа.
  • Эффективного обмена ресурсами между узлами.
  • Повышения масштабируемости и отказоустойчивости системы.

Примеры использования: файлообменные сети, блокчейн-приложения, распределенные вычисления.

API Gateway (API-шлюз)

Представляет собой единую точку входа для клиентских запросов к различным внутренним сервисам приложения.

Нужен для

  • Упрощения взаимодействия клиентов с сервисами.
  • Централизованного управления безопасностью, аутентификацией и ограничением запросов.
  • Абстрагирования клиентов от сложности внутренней архитектуры.

Широко используется в микросервисной архитектуре для управления доступом к различным сервисам.

Pub-Sub (Publish-Subscribe, Издатель-подписчик)

В этом паттерне издатели отправляют сообщения в определенные темы, а подписчики получают сообщения из интересующих их тем.

Нужен для

  • Обеспечения слабой связанности между компонентами системы.
  • Асинхронной коммуникации между частями системы.
  • Масштабируемости и отказоустойчивости в распределенных системах.

Применяется в брокерах сообщений, IoT платформах, event-driven (событийно-ориентированных) архитектурах.

Request-Response (Запрос-ответ)

Базовая модель взаимодействия, где клиент отправляет запрос серверу и ждет ответа.

Нужен для

  • Обеспечения предсказуемого поведения в распределенных системах.
  • Поддержки обработки ошибок и транзакционности.
  • Простых в реализации и использовании систем.

Широко используется в веб-приложениях, REST API, RPC системах.

Event Sourcing (Источник событий)

Этот паттерн предполагает хранение состояния приложения как последовательности неизменяемых событий.

Нужен для

  • Сохранения полной истории изменений состояния системы.
  • Возможности отката состояния системы на любой момент в прошлом.
  • Улучшения аудита и отладки.

Применяется в финансовых системах, инструментах для совместного редактирования, системах с высокими требованиями к аудиту.

ETL (Extract, Transform, Load – Извлечение, преобразование, загрузка)

Паттерн для извлечения данных из разных источников, их преобразования и загрузки в целевое хранилище.

Нужен для

  • Интеграции данных из разнородных источников.
  • Стандартизации и очистки данных.
  • Подготовки данных для анализа и отчетности.

Широко используется в бизнес-аналитике, хранилищах данных, системах обработки больших данных.

Batch Processing (Сбор и пакетная обработка данных)

Этот паттерн предполагает накопление данных или операций перед их обработкой единым пакетом.

Нужен для

  • Оптимизации использования ресурсов системы.
  • Уменьшения накладных расходов на обработку отдельных элементов.
  • Повышения эффективности при работе с большими объемами данных.

Применяется в системах обработки данных, ETL процессах, распределенных вычислениях.

Stream Processing (Потоковая обработка)

Этот паттерн обеспечивает непрерывную обработку потоков данных в реальном времени.

Нужен для

  • Обработки данных с минимальной задержкой.
  • Анализа и реагирования на события в режиме реального времени.
  • Работы с непрерывными потоками данных.

Используется в финансовых системах, IoT приложениях, системах мониторинга и безопасности.

Orchestration (Оркестрация)

Паттерн предполагает использование центрального координатора (оркестратора) для управления взаимодействием между распределенными компонентами или сервисами.

Нужен для

  • Координации сложных бизнес-процессов.
  • Управления зависимостями между задачами.
  • Централизованной обработки ошибок и исключений.

Применяется в системах автоматизации рабочих процессов, управлении бизнес-процессами, оркестрации микросервисов.

***

Как видно, каждый из этих паттернов решает определенные проблемы, помогая создавать более эффективные, масштабируемые и надежные распределенные системы.

Какие паттерны проектирования распределенных систем вы использовали в своих проектах и какие из них показали наилучшие результаты?

Комментарии

ВАКАНСИИ

Добавить вакансию
Разработчик C++
Москва, по итогам собеседования

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ