О чем вообще речь?
В мире становятся очень популярными VPS-решения или решения на основе технологий визуального позиционирования.
Эта технология позволяет на «слое» изображения с камеры видеть дополнительную информацию, которая интересна прямо сейчас. Пользователь современной игры может сражаться с роботами, которые атакуют его любимое кафе — не мешая другим посетителям (и не привлекая внимание санитаров). А авиапассажир может быстро добежать до гейта, просто следуя нарисованному пути на экране своего телефона.
Ну то есть речь про Pokemon Go?
Игра, в которой нужно с помощью смартфона ловить монстров-покемонов — это самое популярное VPS-приложение в мире. Но есть и другие классные примеры.
Например, благодаря технологии визуального позиционирования «виртуальная группа» Gorillaz отыграла AR-концерт в Лондоне. А приложение Политехнического музея предлагает навести камеру смартфона на реконструируемое здание музея в Москве, чтобы увидеть анимацию и узнать много нового.
А еще такие решения отлично решают локальные задачи. Например, навигации: VPS-приложение поможет быстро найти туалет в большом торговом центре или выведет к «своей» машине такси на многолюдной парковке у вокзала. А проект Mixhalo предлагает дополненную реальность, но в звуке — надевая на концерте наушники, можно не только слышать более чистый звук, но и переключаться на дорожки отдельных музыкантов.
Зачем это всё нужно, если есть GPS?
В отличие от спутниковой навигации, технология визуального позиционирования показывает не только где именно находится пользователь, но и куда конкретно он смотрит камерой своего телефона — с точностью до 10 мм и выше!
Поэтому VPS-решения подходят для того, чтобы точно указывать на товары, стоящие на полках магазинов. Но технология визуального позиционирования работает не везде. Чтобы дополнить, важно понять, где именно находится человек и что располагается вокруг него, окружающее пространство должно быть машинно-понимаемым и предварительно размеченным. Иными словами, сначала компания или другой пользователь должен построить 3D-модель интерьера или местности.
В случае с Google всё просто — компания и так картировала сотни тысяч километров дорог в Google Street View и Google Earth. Поэтому технологии VPS от Google работают из коробки в 87 странах. Другие компании и сервисы вынуждены картировать всё самостоятельно.
Погодите, а чем вообще VPS отличается от VR и AR? И вопрос со звёздочкой — всё это считается мультивселенной?
Если ответить просто, то VPS — это технология из семейства AR, но не мультивселенная.
Отвечая подробнее, важно разобраться в определениях.
- AR, или Augmented Reality — это технология «дополнения» реальности новыми слоями информации. Простейшее проявление AR можно увидеть в некоторых автомобилях, которые умеют проецировать показание спидометра на лобовое стекло изнутри машины. Так водитель видит и дорогу, и скорость.
- VPS — это технология визуального позиционирования. Она помогает быстро «узнать» положение и направление взгляда пользователя благодаря тому, что приложение распознает заранее размеченное изображение с камеры. Вы точно так же мгновенно узнаете знакомую улицу, проезжая по ней в автобусе — GPS вам для этого не нужен.
- VR — это технология создания виртуального пространства, с которым пользователь может взаимодействовать в специальных очках виртуальной реальности (например, стрелять в монстров на космическом корабле, не покидая комнаты). В VR достигается эффект полного иммерсивного погружения — звук и изображения поступают отовсюду, можно перемещаться и вращать головой.
- Мультивселенные — это пока что концепт из будущего. Грубо говоря, это множество миров, в которых благодаря технологии VR можно перемещаться, жить, играть, работать и общаться с другими пользователями.
А как у этих технологий с коммерческой применимостью?
Сейчас в мире технологии VPS развивает несколько десятков компаний (в том числе минимум две заметных российских).
Некоторые ориентируются на ритейл: технологии визуального позиционирования помогают «на лету» перекрасить камерой примеряемые туфли или найти последнее платье в большом магазине одежды. Другие фокусируются на играх. В ближайшем будущем появится много новых игр, в которых окружением станет не придуманный мир, а реальная локация (например, знакомая улица и даже свой дом). Неудивительно, что к 2027 году объем рынка AR-игр превысит 33 млрд долларов, демонстрируя рост на 30-40% от года к году, увеличившись с 2020 года в 10 раз. И это только начало.
Интерактивные путеводители по популярным городам уже можно скачать у City Guide Tour. Думаю, что через несколько лет VPS-гиды на основе нейросетей пропишутся в смартфонах всех продвинутых путешественников.
Легкие мобильные фреймворки, тотально размеченное пространство современных городов и приложение, которое покажет стрелочкой любимого или любимую даже в толпе — это самое ближайшее и довольно приятное будущее.
А что с рекламой?
Нас, безусловно, ждёт активное развитие VR и AR-рекламы. Уже сейчас игроки на рынке приложений в сфере дополненной или виртуальной реальности активно предлагают спецпроекты (например, этим занимается Snap). Но полноценных проектов стоит ждать только тогда, когда AR-приложения станут повсеместными.
Ждём AR-инстаграм* и VR-ютьюб. И тогда рынок рекламы будет измеряться миллиардами долларов.
Материалы по теме
- 👨🎓️ 50 актуальных ресурсов для AR/VR-разработчика: курсы, блоги, каналы и инструменты
- Гайд по виртуальным мирам: AR и VR
- ❓ Как освоить разработку приложений AR/VR с нуля
Как будут развиваться AR-технологии в ближайшие пару лет?