ТОП-13 ошибок начинающего программиста

Ошибки – неотъемлемая часть любой профессии. В этой статье речь пойдёт об ошибках начинающего программиста, которые влияют на его деятельность.

Первая ошибка начинающего программиста заключается в отсутствии плана

Как и весь письменный контент, будь то курсовая или статья, код не может быть легко создан. Каждый программист должен знать: чтобы написать приложение или отдельный модуль, необходимо придерживаться следующего порядка действий:

обдумать, исследовать, составить план, написать код, протестировать его, изменить то, что требует изменений.

В большинстве случаев ошибки, возникающие в коде начинающих программистов, являются результатом игнорирования вышеизложенного порядка действий. Если вы уже опытный разработчик, то, скорее всего, сможете вспомнить несколько моментов, когда сразу же без раздумий бросались писать код, только увидев задачу.

Это правило больше подходит для крупных задач, которые делятся на подзадачи. Ведь вряд ли вы будете обдумывать реализацию сортировки массива и составлять для неё план.

Начинающий программист недооценивает кодстайл

При написании кода важно учитывать его читабельность. Новички пренебрегают пробелами, полноценными и понятными именами переменных, предпочитая не обращать на эти вещи внимания и называть первую переменную “a”, вторую – “b” и т. д. Никогда не недооценивайте важность чистоты кода. В интернете есть множество статей, посвящённых кодстайлу для каждого из ЯП. Наши материалы по общим рекомендациям:

Всегда думайте, будто парень, который будет поддерживать ваш код, – это жестокий психопат, который знает, где вы живёте.” – Джон Вудс.

Выбирает первое попавшееся решение

Каждый программист, сталкивающийся с проблемой, пытается её решить, что естественно. Опытный программист знает, что нельзя применять к своему коду первое попавшееся решение. Необходимо сравнить его с остальными найденными и выбрать оптимальное. Новичок, скорее всего, использует первое попавшееся решение и даже не заметит, что, допустим, сложность алгоритма возрастёт, а соответственно возрастёт и время его выполнения.

Работа в качестве профессионального программиста заключается не в том, чтобы просто найти решение, а в том, чтобы выбрать самое простое и оптимальное. Код должен быть достаточно простым и для дальнейшей поддержки.

Как сказал Энтони Ричард Хоар, существует два принципа написания ПО:

  1. Первый: написать код настолько просто, что в нём не будет недостатков.
  2. Второй: сделать код настолько сложным, чтобы в нём нельзя было найти недостатки.

Не может бросить код незаконченным

Ещё одна из самых распространённых ошибок заключается в том, что после выбора неоптимального решения новички не хотят расставаться с написанным кодом. Вероятно, это психологически связано с настроем “не бросать недоделанным”. Такое убеждение играет хорошую роль в большинстве видов деятельности, но не в отдельных случаях в программировании.

В тот момент, когда выбранное вами решение кажется сомнительным, вы должны подумать о том, чтобы избавиться от него и пересмотреть проблему. Такое решение проблемы будет благоприятным в любом случае, независимо от того, сколько времени и сил вы вложили в нерабочий код.

Пятая ошибка начинающего программиста в том, что он не гуглит

Быть может, у вас бывали случаи, когда вы тратили драгоценное время, пытаясь решить возникшую проблему (именно проблему, а не задачу), вместо того чтобы нагуглить решение.

Если вы не используете передовую технологию, скорее всего, кто-то другой уже сталкивался с вашей проблемой и нашёл для неё решение. Сохраните своё время и просто погуглите. Возможно, то, что вы считаете проблемой, на самом деле ею не является, и вам не надо ничего исправлять.

Однако если вы новичок, читающий эту статью, то будьте осторожны с этим пунктом. Большинство из начинающих грешит копированием чужого кода без понимания. Даже если этот код решает вашу проблему, вы никогда не должны использовать его без полного понимания.

Шестая ошибка начинающего программиста – он использует не подходящие структуры данных

При подготовке к собеседованию начинающие программисты уделяют достаточно времени алгоритмам. Если вы знаете множество структур данных и умеете их применять, для работодателя это явно будет плюсом. Однако этого бывает недостаточно. Важным моментом является “уместность” применения этих структур.

Вот два небольших примера:

Использование списков (массивов) вместо хешей (объектов) для управления записями.

Да, для управления списком записей рекомендуется использовать хеш. Хоть это правило больше подходит для случая с большим количеством данных, лучше использовать его постоянно. Почему так? Потому что при поиске записей с помощью идентификаторов, хеши гораздо быстрее списков.

Неприменение стеков.

При написании кода, требующего рекурсии, всегда возникает соблазн использовать простые рекурсивные функции. Как правило, рекурсивный код трудно оптимизировать, особенно в однопоточной среде. Новички зачастую игнорируют альтернативу рекурсивных функций – стековую структуру. Можно добавлять вызовы функций в стек и доставать их, когда нужно пройтись по вызовам в обратном порядке.

“Недорефакторинг”

Обычно под словом “рефакторинг” подразумевается улучшение кода для более ясного понимания и оптимизации. Однако не все новички умеют улучшать читабельность своего кода.

Например, сделать проект более грязным может дублирующийся код. Вместо написания функции с необходимыми параметрами, новички обычно просто копипастят раздел кода, чтобы изменить одну-единственную строчку; объясняют они это “введением нового функционала”. Если вы выбираете стул, то согласитесь, что рациональнее купить один регулируемый по высоте, вместо десяти разной высоты.

Пишет комментарии об очевидных вещах

Есть один способ избежать комментариев и сделать код более понятным – заменять комментарии на очевидно заданные элементы.

Вместо следующего кода:

// This function sums only odd numbers in an array
const sum = (val) => {
  return val.reduce((a, b) => {
    if (b % 2 === 1) { // If the current number is even
      a+=b;            // Add current number to accumulator
    }
    return a;          // The accumulator
  }, 0);
};

можно написать такой:

const sumOddValues = (array) => {
  return array.reduce((accumulator, currentNumber) => {
    if (isOdd(currentNumber)) { 
      return accumulator + currentNumber;
    }
    return accumulator;
  }, 0);
};

Одно только использование понятных имён для функций делает большинство комментариев ненужными. Комментарии нужны тогда, когда нужно объяснить, почему данный код находится здесь, вместо того чтобы объяснять, что именно делает этот код.

Если вам нужно написать пояснения к коду, не пишите об очевидных вещах. Ниже пример кода, бесполезные комментарии в котором создают лишний шум:

// create a variable and initialize it to 0
let sum = 0;
// Loop over array
array.forEach(
  // For each number in the array
  (number) => {
    // Add the current number to the sum variable
    sum += number;
  }
);

Девятая ошибка начинающего программиста – отсутствие тестов

Одна из самых распространённых ошибок. Скорее всего, если вы не пишете тесты, то проверяете код вручную. В случае создания веб-приложения, вы, наверняка, обновляете приложение после нескольких написанных строк кода. В таком тестировании нет ничего плохого. Однако сложный код всё-таки стоит проверять автоматическим способом. Обычно пишется скрипт, который выполняет определённые действия после добавления n-ого количества строк кода в проект. Чтобы не забывать тестировать приложение после каждого внесённого изменения, используйте компьютер.

Одержимость производительностью

"Преждевременная оптимизация – корень всех зол (как минимум, большей их части) в программировании." – Дональд Кнут, 1974.

Следует помнить: если вы не можете обозначить проблемы оптимизации в вашем коде, не пытайтесь оптимизировать его.

Безусловно, существуют способы оптимизации, которые вы должны применять практически во всех случаях. Например, в Node.js крайне важно, чтобы вы не переполнили цикл событий или не блокировали стек вызовов.

Главное, не переборщить с оптимизацией. То, что по-вашему может положительно влиять на производительность, может стать источником новых неожиданных проблем.

Начинающие разработчики не ставят себя на место пользователя

Опытный разработчик представляет себе то, что нужно пользователям. Он думает о том, как облегчить пользователю работу с приложением и упростить доступ к тем или иным функциям.

То, чем заставляют заниматься в школах/ВУЗах, – изобретение колеса

Этот момент довольно спорный, потому что изобретать колесо иногда полезно. Такой способ помогает лучше понять алгоритм/структуру/функцию и, в случае чего, реализовать собственный алгоритм/структуру/функцию, но, например, с расширенным функционалом.

С другой стороны, если вам нужно “обычное колесо”, которое не требует никакого дополнительного функционала/оптимизации, не изобретайте его повторно. Просто используйте то, что написано уже до вас. Не тратьте своё время на изобретение лучшего “обычного колеса”. Постарайтесь пользоваться “колёсами” с открытым исходным кодом, чтобы их можно было легко отлаживать, добавлять функционал и заменять при необходимости.

Отторжение code review

Один из признаков начинающего программиста – восприятие code review как осуждение, критику. Он недоволен этой критикой, не ценит её или даже боится. Это в корне неправильное отношение к ревью. Если вы так себя чувствуйте, убедительно рекомендуем пересмотреть и изменить своё отношение. Смотрите на каждое ревью как на обучение, возможность узнать что-то новое. Самое главное, благодарите своих рецензентов, когда они вас чему-то учат. Большинство из них поделится с вами опытом, который, возможно, упростит вашу деятельность и положительно скажется на продуктивности.

Оригинал

МЕРОПРИЯТИЯ

Комментарии

ВАКАНСИИ

Добавить вакансию

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ