🚀 Как ускорить распределенные системы: 8 стратегий снижения времени ожидания
Знакомая ситуация: открываешь приложение, а оно думает... и думает... и думает. У нас есть для тебя восемь отличных рецептов, как превратить «задумчивое» приложение в настоящего спринтера. Готов прокачать свою систему? Тогда поехали!
Время ожидания (latency) – это время, которое требуется на доставку пакета данных от источника к пункту назначения. В контексте распределенных систем это особенно важно: данные хранятся и обрабатываются на разных серверах, и высокая задержка может сделать приложение практически непригодным к использованию. А медленные приложения раздражают пользователей даже больше, чем совсем неработающие – те, по крайней мере, не тратят зря их время. Поэтому разработчикам стоит уделять особое внимание выбору оптимальной стратегии (или их комбинации) для максимального снижения времени ожидания.
Кэширование
Кэширование – базовая техника улучшения производительности и уменьшения нагрузки на бэкенд-сервисы в распределенных системах. Основная цель кэширования – минимизировать затратные запросы к базе данных и избегать повторного выполнения высокозатратных вычислений. Для этого часто запрашиваемые данные хранятся в кэше, что позволяет быстро их получать, а не тратить время на обращение к источнику (базе данных или удаленному сервису).
Кэши обычно реализуются с помощью высокоскоростной памяти или систем хранения, которые обеспечивают низкую задержку доступа к кэшированным данным.
CDN (сеть доставки контента)
CDN – географически распределенная сеть серверов, обеспечивающая максимальную скорость доступа к контенту. CDN помогает снизить время доставки, кэшируя контент на серверах, которые находятся ближе к пользователям: когда пользователь запрашивает контент с сайта или приложения, использующего CDN, запрос перенаправляется на ближайший к нему сервер CDN, а не на исходный сервер.
Если на сервере CDN уже есть закэшированный контент, он доставляется пользователю напрямую из кэша, что исключает необходимость запрашивать его у исходного сервера. Это сокращает расстояние, которое данные должны пройти, и минимизирует время отклика.
Балансировка нагрузки
Балансировка нагрузки – важнейшая техника распределения запросов между несколькими машинами. Использование балансировщиков нагрузки позволяет равномерно распределять входящий трафик между несколькими серверами, чтобы избежать перегрузки одного сервера.
Когда клиент отправляет запрос в распределенную систему, балансировщик нагрузки становится первым пунктом контакта. Он получает запрос и перенаправляет его на один из доступных серверов, исходя из заранее заданных алгоритмов. Наиболее распространенные алгоритмы балансировки нагрузки включают:
- Круговое распределение. Запросы равномерно распределяются по серверам, один за другим, по кругу. Например, если у вас есть три сервера, первый запрос идет на первый сервер, второй на второй, третий на третий, а четвертый снова на первый и так далее.
- Наименьшее количество подключений. Балансировщик направляет запрос на сервер, который имеет наименьшее количество текущих соединений. Этот метод помогает равномерно распределять нагрузку, когда выполнение запросов занимает разное время.
- Хеширование IP. Метод использует хеш-функцию, которая вычисляется на основе IP-адреса клиента. Это позволяет направить запросы от одного и того же клиента всегда на один и тот же сервер.
Подробнее алгоритмы балансировки нагрузки разбирались здесь: «🏄 6+ главных алгоритмов балансировки нагрузки»
Асинхронная обработка
Когда в распределенной системе нужно обрабатывать задачи, которые могут занять много времени, важно учитывать как пользовательский опыт, так и общую отзывчивость системы. Внедрение асинхронной обработки позволяет системе быстро реагировать на запросы пользователя, при этом выполняя более длительные задачи в фоновом режиме.
В модели асинхронной обработки, когда пользователь запускает долгосрочную задачу, например, генерирует сложный отчет или обрабатывает большой набор данных, система сразу же подтверждает получение запроса и отправляет уведомление пользователю. За кулисами задача помещается в очередь.
Отдельный фоновый процесс (или пул процессов) постоянно следит за этой очередью, извлекая задачи, как только они становятся доступными. Рабочий процесс выполняет долгосрочную задачу асинхронно, не блокируя основной поток приложения и не влияя на отзывчивость системы. Это позволяет системе оставаться быстрой и отзывчивой, даже если некоторые операции занимают много времени.
Индексирование в базах данных
Базы данных могут стать значительным источником задержек. Для обеспечения оптимальной производительности базы данных и более быстрого выполнения запросов важно правильно настроить индексы и выявлять, а затем оптимизировать медленные запросы. Индексы – специальные структуры данных, которые значительно ускоряют поиск и извлечение данных из базы данных: если для часто используемых столбцов или их комбинаций создаются индексы, база данных может быстро найти нужную информацию, не просматривая всю таблицу.
Сжатие данных
При передаче данных в распределенных системах важно предусмотреть способ уменьшения среднего объема пакетов: чем больше объем данных, тем больше пропускной способности сети они потребляют, тем выше задержка и тем сильнее снижается общая производительность системы.
Алгоритмы сжатия находят и удаляют повторяющиеся элементы в данных, заменяя их более компактными представлениями. В результате:
- Уменьшается объем трафика и нагрузка на сеть.
- Сокращается время ожидания.
- Требуется меньше вычислительных ресурсов для передачи и обработки данных.
Предварительное кэширование
Предварительное кэширование – техника, при которой данные заранее загружаются в кэш до того, как они действительно понадобятся пользователю. Система предварительного кэширования анализирует, какие данные скорее всего потребуются пользователю (например, похожие товары в онлайн-магазине или музыкальные треки в стриминговом сервисе), и когда пользователь запрашивает эти данные – они уже готовы к быстрой выдаче.
Постоянные соединения
TCP-рукопожатие (процесс установления соединения между клиентом и сервером) требует минимум 3 этапа обмена данными:
- Клиент: «Привет, хочу установить соединение».
- Сервер: «Ок, я готов»
- Клиент: «Отлично, начинаем общение».
Каждое такое «рукопожатие» занимает время и ресурсы. Постоянное соединение (Keep-Alive) решает эту проблему и позволяет существенно ускорить работу веб-приложений за счет повторного использования существующих соединений вместо создания новых:
- Соединение не закрывается сразу после завершения запроса, а остается активным некоторое время.
- Новые запросы используют уже установленное соединение.
- Не нужно тратить время на новое «рукопожатие».