Хочешь уверенно проходить IT-интервью?
Мы понимаем, как сложно подготовиться: стресс, алгоритмы, вопросы, от которых голова идёт кругом. Но с AI тренажёром всё гораздо проще.
💡 Почему Т1 тренажёр — это мастхэв?
- Получишь настоящую обратную связь: где затык, что подтянуть и как стать лучше
- Научишься не только решать задачи, но и объяснять своё решение так, чтобы интервьюер сказал: "Вау!".
- Освоишь все этапы собеседования, от вопросов по алгоритмам до диалога о твоих целях.
Зачем листать миллион туториалов? Просто зайди в Т1 тренажёр, потренируйся и уверенно удиви интервьюеров. Мы не обещаем лёгкой прогулки, но обещаем, что будешь готов!
Реклама. ООО «Смарт Гико», ИНН 7743264341. Erid 2VtzqwP8vqy
Доводы противников Agile не менее весомы, чем аргументы, приводимые его адептами. Константин Добрянский рассказывает о достаточно успешном случае применения Agile-подхода и рассуждает, почему его использование, вероятно, никогда не станет повсеместным.
Возможности
С целью демонстрации возможностей методологических принципов Agile рассмотрим реальный кейс, решенный коллективом разработчиков, получивших заказ от руководства туристической компании. Стремясь идти в ногу со временем, руководство решило прибегнуть к помощи текстового бота, справедливо полагая, что его внедрение облегчит взаимодействие с клиентами и сократит расходы оператора на содержание персонала колл-центра. Согласно техническому заданию, основным назначением бота должно было стать консультирование клиентов по стандартным запросам, связанным с продажей туристических поездок.
Следуя идеологии Agile, на первом этапе в компании был определен владелец продукта. Владелец продукта – единственный человек, отвечающий за список требований к продукту и ответственный за результат работы команды. Он должен обладать лидерскими качествами, высоким уровнем квалификации, необходимыми полномочиями, доступностью и высокими коммуникативными навыками.
С учетом описанных требований, в качестве владельца продукта был выбран опытный сотрудник отдела продаж, уже имеющий опыт разработки инновационных продуктов для клиентов, а также опыт развития дистанционных каналов обслуживания. Отдельно с его руководством были оговорены вопросы наличия полномочий на принятие решений и отсутствия иных проектов/задач на период разработки продукта.
На следующем этапе в команде был выбран Scrum-мастер. Согласно идеологии Agile, Scrum-мастер несет ответственность за продвижение и поддержку Scrum в соответствии с руководством по Scrumу. Он достигает этих целей, помогая всем понять теорию, практики, правила и ценности Scrum.
Ввиду того, что в туристической компании на момент разработки продукта отсутствовал опыт работы по Scrum, и, соответственно, отсутствовали специалисты, обладающие необходимыми знаниями, компания приняла решение к привлечению в качестве Scrum-мастера сотрудника компании – разработчика программного продукта.
На следующем этапе была сформирована команда разработки. Согласно идеологии Agile, команда разработки состоит из специалистов, производящих непосредственную работу над производимым продуктом, которые должны обладать следующими качествами и характеристиками:
- ¾ – быть самоорганизующейся,
- ¾ – быть кросс-функциональными, обладать всеми необходимыми навыками,
- ¾ – нести коллективную ответственность за создание Инкремента.
Рекомендуемый размер команды, согласно Agile, – 7 (плюс-минус 2) человек. С учетом требований к команде были выбраны следующие сотрудники компании:
- ¾ – представитель отдела продаж;
- ¾ – представитель колл-центра;
- ¾ – системный администратор компании;
- ¾ – представитель отдела маркетинга и рекламы.
Таким образом, размер команды составил 5 человек.
Что дальше?
В процессе разработки команда руководствовалась достаточно распространенной схемой продвижения.
Первоначально сформированный владельцем продукта бэклог включал в себя основные задачи разработки (консультирование по стандартным вопросам продажи туров и продажа сопутствующих продуктов), предварительную оценка трудозатрат, цели (задачи) различных этапов работ (см. таблицу 1).
- ¾ – планирование спринта не более 2 часов;
- ¾ – спринт с периодичностью 1 неделя;
- ¾ – ежедневный Scrum-митинг не более 15 минут;
- ¾ – ретроспектива спринта не более 1 часа.
Наибольшей детализацией подверглась задача №2, которая была разбита на более мелкие задачи с предварительной их оценкой по времени выполнения: анализ того, как это происходит сейчас; запрос статистики наиболее распространенных вопросов-ответов на тему запросов у колл-центра; проведение анализа вопросов в колл-центре; запрос поведенческой статистики по сайту компании; разработка матрицы для анализа статистики сайта компании и т.д. Решение перечисленных подзадач было сопоставлено с трудозатратами и результатами выполнения этапов (подготовка карты существующего процесса, оформление отчета, формирование карты цепочек наиболее часто возникающих вопросов и ответов, подготовка таблиц со статистическими данными о незавершенных покупках туров клиентами и т.д.).
Ретроспектива спринта по реализации 2-й задачи бэклога представлена в таблице 2.
Например, на первой ретроспективе было обсуждено, что будет сделано и как будет выполнена работа, а также цель спринта. С учетом общего доступного за один спринт времени работы команды (4 человек * 8 часов * 5 дней = 160 часов) и по приоритетности задач для первого спринта, был выбран ряд задач из бэклога. Бизнес-целью от владельца продукта на этом этапе стало сокращение времени реакции на вопросы клиентов, увеличение количества завершенных сделок и т.д.
По результатам ретроспективы командой разработки были уточнены\скорректированы предварительные оценки выполнения задач, а также распределены задачи между конкретными членами команды. По результатам планирования спринта был создан бэклог спринта, который отражал прогресс и использовался в течение всего спринта (см. таблицу 3).
Последние штрихи
Ежедневно в 9 утра командой разработки проводились короткие встречи по 15 минут. В ходе встреч каждый член команды разработчиков проговаривал, что он сделал вчера, что будет делать сегодня и обсуждал наличие препятствий, которые могут помешать достигнуть цели.
По прошествии недели Scrum-мастером была организована встреча по обзору спринта. На данной встрече были обсуждены результаты реализации задач и дана оценка готовности элементов бэклога владельцем продукта. Scrum-мастер предложил корректировки к формулированию целей и задач. После ретроспективы спринта цикл повторялся: команда снова возвращалась к этапам «Бэклог» и «Планирование спринта». Для наглядной визуализации бэклог был перенесен на доску визуализации, размещенную в рабочем помещении команды.
Разработка чат-бота заняла два месяца, после чего программное обеспечение было запущенно в тестовой версии.
Итог
Подводя итоги практического применения Agile, можно было бы написать очередной хвалебный отзыв в поддержку нового инновационного подхода, если бы не критическое отношение руководства компании к процессу разработки. По мнению руководства сроки разработки были превышены как минимум в 2 раза, что, при нескромных запросах компании разработчика программного обеспечения, составило значительную сумму для бюджета туристической компании.
Кроме того, претензии руководства касались подтверждения прогресса продвижения Agile-команды по проекту. Результаты ретроспективы спринта выглядели убедительно только для самих участников команды разработки и ни коим образом не убеждали руководство компании. По мнению руководства компании промежуточные цели не достигались, а сроки постоянно сдвигались.
Делаем выводы
Рассмотренный пример касался разработки несложного программного продукта. Компания-разработчик использовала собственные наработки, а также известные на рынке решения. Можно ли было в данном случае отказаться от использования Agile? Вполне. Более того, в чисто маркетинговых целях для компании-разработчика использование традиционного «водопада» было бы наилучшим решением более понятным для заказчика.
На этом простом примере можно рекомендовать разработчикам кода не демонстрировать отсутствие гибкости в навязывании клиентам Agile-подхода, а использовать его только при разработке принципиально новых, незнакомых рынку инновационных продуктов. В таких проектах заказчик готов согласиться с размытостью сроков исполнения задания, а высокая доля неопределённости в плане получения информации о продукте по ходу проекта полностью сможет раскрыть все достоинства Agile.
Константин Добрянский, к.э.н.
Комментарии