На Западе дети с младших классов посещают интерактивные занятия, на которых знакомятся с визуальным программированием. Пока у нас не принято включать основы разработки в школьный курс, родители задаются вопросом, как обучить ребёнка программированию.
С чего начать?
Как и во взрослом мире, у детей всё начинается с интереса. Поэтому задача номер один – увлечь ребёнка и стимулировать его к познанию IT-сферы.
Айтишникам тут проще, чем людям, далёким от мира информационных технологий. Когда родитель называет программистом Антона за установленную Windows и Виталю за переобжатый кабель, то первый пункт учебного плана – выяснить, кто такие айтишники и в чём заключается процесс разработки в реальности. Не бойтесь, вам не придётся садиться за учебники. Найдите IT-специалиста, способного объяснить вещи простыми словами. Вернёмся к профессионалам. Теперь у вас дополнительный козырь в кармане: вы своим примером будете вдохновлять ребёнка двигаться вперёд.
Как вызвать интерес к изучению программирования? Покажите результаты работы айтишников: впечатляющие картинки и анимации, фрагменты из видеоигр, симпатичные сайты, программы с графическим интерфейсом.
Искра зажглась — а дальше? Узнайте, что ребёнку понравилось больше всего, какая идея вдохновила. Помните, что он личность с правом на индивидуальные предпочтения. Ни в коем случае не навязывайте свои желания и не заставляйте что-либо делать. Вполне нормально, если он начнёт с графики. Это не означает, что выбор сделан на всю жизнь. Более того, дети сложнее фокусируют внимание на чём-то одном. Если ребёнок будет прыгать от веб-разработки к геймдеву, нет причин для переживаний. Для эффективности обучения важно получать удовольствие.
Практика прежде всего
Направление выбрали, а значит время предпринимать первые шаги. Чтобы интерес не угас, не нагружайте ребёнка теорией. Помимо того, что это нагоняет скуку даже на взрослого, программирование – навык практический. Читая книги и не садясь за компьютер, кодить не научишься. Дайте ребёнку практику, которая приносит реальные результаты. Плоды его занятий должны быть яркими и запоминающимися, а пути к достижению каждой цели – не слишком длинными.
С какого возраста начинать заниматься с ребёнком программированием? Возможно, вы слышали мнение: не раньше 10 лет. На самом деле, приобщать к миру IT можно и с 3–5 лет. Удивлены? Естественно, он не сядет за ноутбук и не напишет программу. На этом этапе помогут пазлы, головоломки и конструкторы. Сначала пробуйте лёгкие, вроде Lego Duplo, а затем переходите на программируемые: Lego Boost или Lego Mindstorms. Кому не захочется создать собственного робота?
Когда ребёнок пойдёт в школу (в 6-7 лет), запишите его в кружок робототехники или любой IT-направленный. Там дети получают больше знаний о сфере, а также соперничают друг с другом, получая дополнительный стимул.
Инструменты
До начала программирования важно сформировать у ребёнка правильный тип мышления, научить алгоритмическому подходу. С 10–14 лет в этом помогут специальные инструменты:
- Scratch – бесплатный продукт медиалаборатории Массачусетского технологического института, рассчитанный на возраст 8–16 лет. С помощью него дети без погружения в синтаксис языка создают игры, анимации, мультфильмы и сразу видят результаты своего труда, делятся ими с друзьями и онлайн-сообществом.
- Code.org – также бесплатный ресурс, цель которого — сделать компьютерные науки доступными по всему миру, независимо от пола или расовой принадлежности. Предлагает сотни учебных планов, включая курсы для детей начальной школы.
- Tynker – международная площадка, где занимаются 60 миллионов детей. Они написали 14 миллионов приложений и 4 миллиарда строк кода. В рамках бесплатного аккаунта предоставляется 20 кодинг-игр, все моды, скины и приватный сервер Minecraft.
- CodeCombat – платформа для обучения программированию в игровой форме. Включает 11 курсов, один из которых бесплатный для всех студентов и учителей.
- CodaKid – онлайн-кодинг для детей. Академия насчитывает 40 компьютерных курсов, 180 IT-квестов и 550 кодинг-челленджей. На выбор подходящих занятий даётся 2 недели бесплатного пробного периода.
Детям также нравятся красочные IT-журналы и книги. Это не должна быть сплошная теория, здесь важен развлекательный подход. Так, полюбить айти помогают компьютерные игры. Но помните о возможных побочных эффектах: в отдельных случаях ребёнок приобретает зависимость. С другой стороны, строгое ограничение подростков может сыграть злую шутку, а наигравшись, они тянутся к разработке охотнее.
В 13–17 лет дети становятся амбициознее, поэтому программирование для Arduino и Raspberry PI приобретает особую актуальность. Если вашего ребёнка привлекает разработка игр, то попробуйте Unity – среду создания 3D-содержимого, которая поддерживает более 25 платформ.
Актуальные языки для детей
- Logo – учебный язык для самых маленьких, который использует черепашью графику. С ним дошкольники и ученики младших классов усвоят принципы программирования и начнут развивать алгоритмическое мышление и логику.
- Scratch – продолжение воплощения концепций языка Logo. Визуализация, а также ориентированность на детей и подростков, делает разработку интереснее и проще. А ещё его портировали для Arduino.
- Python – язык программирования высокого уровня, который возглавляет топ для изучения детьми благодаря своей интерпретируемости, простоте синтаксиса и широте применения.
- Java – востребованный во всём мире язык, с помощью которого создаётся масса разнообразных приложений. Разумно изучать то, что пользуется спросом и открывает новые горизонты. Детям он также под силу.
- C++ пригодится подросткам, которым интересно программировать для Arduino. Дайте ребёнку только начать, и «умный дом» замаячит на горизонте.
- С# – более новый язык программирования, который использует платформа создания компьютерных игр Unity. Будет интересно тем, кто горит желанием программировать игры.
Выводы
Не беспокойтесь о выборе языка для изучения. Самое важное – заинтересовать ребёнка, показать позитивные стороны программирования и вдохновить плодами работы айтишников.
Уважайте предпочтения ребёнка и позвольте ему начать с моделирования или графики, если он так захочет. Позаботьтесь о поддержании интереса и внимания. Подберите способ изучения, приносящий удовольствие.
Ребёнку важно видеть результаты своих занятий. В этом помогут специальные платформы визуальной разработки: Scratch, Tynker, CodeCombat, CodaKid. Пробуйте игры (например, Minecraft) и конструкторы с опцией программирования: Lego Boost, Lego Mindstorms.
Детям постарше нравится создавать программы для Raspberry PI и Arduino или погружаться в реальные языки: Python, Java, C++, С#. Воплотить мечту создавать игры в жизнь подросток может с платформой Unity.
Будет интерес – появится и желание разбираться с программированием основательно и серьёзно.
Комментарии