📊 «Сделай красиво и чтоб работало – это вместо ТЗ». Что больше всего раздражает программистов на работе? Результаты опроса «Библиотеки программиста»
Отправь эту статью коллеге или руководителю. Может что-нибудь поменяется.
Возраст
- Трети респондентов 31-40 лет, другой трети — 21-30 лет.
- 17.9% — 45-55 лет.
- 12.9% — до 20 лет.
Коммерческий опыт в IT
- 28.9% — больше 10 лет.
- 28.4 — 4-10 лет.
- 27.9% — 1-3 года.
Позиция в компании
- 31.8% — мидлы.
- 25.8% — сеньоры.
- 17.7% — дужны.
- 11.6% — тимлиды.
- 5.6% — стажеры.
Область IT
- 40.7% — Backend-разработка.
- 19.1% — Fullstack-разработка.
- 10.1% — Frontend-разработка.
- 4.5% — мобильная разработка.
- 4.5% — Data Science.
- 3.5% — GameDev.
- 3% — DevOps.
- 3% — аналитика.
- 2.5% — тестирование.
- 2.5% — информационная безопасность.
Что больше всего раздражает джуна?
Информационная безопасность, опыт работы 1-3 года
Срочные задачи в конце рабочего дня. Постоянные созвоны, отвлекающие от работы, а потом ты полчаса входишь в рабочий процесс.
Fullstack-разработка, 1-3 года
Нехватка углубленной информации и уйма однотипных статей в котором рассказывается только поверхностные знания.
Embedded, 1-3 года
ТЗ которое состоит из кучи терминов и уже на этапе выяснения с клиентом выясняется что весь этот набор символов которые предподнесли как ТЗ не соответствует его ожиданиям.
Data Science, 1-3 года
Глупость коллег из смежных подразделений.
Backend-разработка, 4-10 лет
***** код, битрикс, когда мне предлагают подкастылить, это больше всего бесит.
Backend-разработка, до года
Нечеткая формулировка задач.
Backend-разработка, 1-3 года
Многочасовые конференции.
Data Science, до года
Куча срочных параллельных задач, которые невероятно отвлекают от основного рабочего процесса. Нечетко поставленные задачи. Частые переработки.
Fullstack-разработка, 1-3 года
Кривое кресло, тормозной ноут, незамолкающие коллеги.
Fullstack-разработка, до года
Митинги, агиле.
GameDev, до года
Отсутствие вменяемого ТЗ и прос***** предпродакшен
Backend-разработка, 1-3 года
Горящие сроки, и плохое описание задачи, приходится додумывать задачу и пытаться решать ее, без уточнений по бизнес логике. Дают срочную задачу, делай в короткий срок без описания что нужно делать.
Аналитика, 1-3 года
Постоянно отвлекают от работы, а потом ты полчаса входишь в рабочий процесс
Backend-разработка, 1-3 года
Разбираться в чужом спагетти коде, в который никто не заглядывал 100500 лет, и никто не имеет ни малейшего понятия, как и что там вообще может работать. В общем легаси зло.
Backend-разработка, 1-3 года
Безответственность. Нежелание думать.
Frontend-разработка, 1-3 года
Мой стул!!
Fullstack-разработка, до года
Ненавижу переработки и всех тех, кто создаёт и заставляет работать овертайм, неадекватные дедлайны, тупые митинги, ненавижу ПМ и коллег с завышенным самомнением, просто токсичных коллег, которые под видом шуток могут язвить, унижать и уничтожить мою самооценку в хлам и убить мотивацию к работе и учёбе. Надоели бесплатные стажировки! Хочу, чтобы любой труд просто ценили, хотя бы за минимальную плату!!!
Backend-разработка, до года
То, что мне постоянно приходится писать стремный код. Эффективный не проходит ревью или проходит, но тогда я очень устаю объясняя всем почему что. Ещё бесит, что я помогаю мидлам за зарплату джуна.
Что больше всего раздражает мидла?
Backend-разработка, 4-10 лет
Отвлекают.
Backend-разработка, 4-10 лет
Постоянные отвлекающие факторы (мелкие рабочие вопросы, вызовы на созвоны и прочее), мешающие потом вклиниваться в большие задачи.
Data Science, 1-3 года
Большое количество инструментов и различия в их работе.
Backend-разработка, больше 10 лет
Не на текущей прямо работе, а вообще в принципе:
1. Отвлечение от рабочего процесса с единственным вопросом "чо как", ответ на который можно найти и в трекере задач.
2. Нечётко поставленные, не поставленные вообще либо не поставленные в трекер задачи.
3. Пренебрежение тестировщиками.
Backend-разработка, больше 10 лет
Делать исправления в коде, который не понимаешь.
Backend-разработка, 1-3 года
Непонимание других разработчиков, чем я занимаюсь, невозможность объяснить не абстрактно
Frontend-разработка, 4-10 лет
Работаю в конторе, занимающейся рекламой. Делаю баннеры на сайты и несложные сайты в т.ч.
1) Перепрыгивать с задачи на задачу – полный отстой. Но постоянно: "бросай пока ту задачу, делай эту, у клиента запуск был вчера".
2) Оценивать сроки выполнения абстрактных задач. "сколько по времени сайт будешь делать? Ну средний такой".
3) Материалов не допросишься. Вечно делаешь из говна и палок, ещё палок не дают. Сегодня, например, была вёрстка из джипегов. Найс.
4) Я никогда не видела внятное ТЗ :(
Информационная безопасность, 4-10 лет
Agile, статус митинги, задачи в стиле "срочно всё бросай, делай то", работа с 9 утра в оупенспейсе, манагеры с вопросами "ну чо там, когда готово", KPI, импортозамещение и вот это вот всё что корпоративно пахнет.
Frontend-разработка, 1-3 года
Опытные разработчики любят поговорить про солид и паттерны, но когда дело касается написания кода, то делается это так (первое что пришло в голову и если это работает, по*** что там 4 вложенных ифа, оставляю), особенно весело когда говорят про разделение ответственности, а потом создают компонент который можно разбить на 3-4. Постоянные беседы на всякие мелочные вещи по типу а нужно ли это правило в prettier или уберем. Тут можно тысячу вещей исправить в проекте, не, правила важны!
Fullstack-разработка, 4-10 лет
1. Таски в выходные.
2. Несогласованность процесса разработки.
3. Устаревшие документации к библиотекам в которых приходиться разбираться по полдня для решения простейшей задачи.
Backend-разработка, 4-10 лет
Хотелки заказчика порядком подбешивают. Сделай красиво и чтоб работало – это вместо ТЗ. Так и работаем
Frontend-разработка, 4-10 лет
Когда происходят многочасовые обсуждения внешнего вида, юзабилити веб проекта, логики бизнес-процессов, а когда всё сверстано, созданы необходимые изменения в базе, перелопачена куча кода во фронте и бэке на основе утверждённого руководством проекта, это же самое руководство отправляет всю работу в топку, незапустив даже сделанное в прод.
Backend-разработка, 1-3 года
1. Нереалистичные дедлайны от менеджеров
2. Плохо построенная коммуникация в команде
3. Сотрудники, не желающие разбираться в проекте
Frontend-разработка, 1-3 года
Выпиливание до релиза сложной и интересной фичи, над реализацией которой сидел целый день (по причине "заказчик передумал"), труд в помойку очень раздражает
Backend-разработка, 1-3 года
- Клиенты, постоянно меняющие требования;
- Нетехнические клиенты;
- Неаккуратные разработчики;
- Бесконечные созвоны и разработчики, которые там просиживают штаны.
Backend-разработка, 1-3 года
1) Занятие версткой будучи бэком
2) Некомпетентность разрабов выше меня грейдом
3) Проверка каждой строчки кода в моем ревью
4) Вопросы на soft-скиллы на собеседованиях
Тестирование, больше 10 лет
Отсутствие качественной документации по проекту
Frontend-разработка, 1-3 года
Когда отвлекают от работы, хотя ты сказал что не можешь говорить или писать ты занят, но потом ещё эти люди и обижаются, это самое не приятное. Бесит вникать в проект написанный до тебя, знаю это нужно, но не приятная штука😅 Бесит заказчик с правками пять раз в день, а потом говорящий что работа сделана не в срок
Data Science, 4-10 лет
– кризис воспроизводимости и нагромождения кода в открытых репозиториях без внятной документации;
– постановка задач, которая звучит вполне конкретно, но, как выясняется в последствии, содержит в себе совершенно иные идеи, которые нужно было получить по телепатическому каналу;
– желание руководства заработать в ущерб качеству работы, нежелание заниматься планированием и оценкой трудовых ресурсов, связанное с этим состояние перманентно горящих дедлайнов;
– как следствие: отсутствие времени на "раскачку", изучение источников, поисковые эксперименты;
– пробелы в критически важных знаниях
– как у меня, так и у руководства, отсутствие системы наставничества и времени эти пробелы заполнить;
– формулировки от начальсваа и коллег вроде "это ж просто", " что там делать?", "это всё фигня, что ты сейчас делаешь, всем интересно другое", "это какашка, да ещё и за такой срок";
– арифметика начальства: время с вечера пятницы одной недели до 4х утра субботы другой
– это " 2 недели было на задачу";
– отсутствие учёта при такой арифметике, что если задач несколько – то это не значит, что на каждую из них было 2 недели;
– нарушение обещаний.
Backend-разработка, 4-10 лет
Задачи которые внезапно появляются и нужно сделать прям сейчас, т.к. через неделю уже релиз и оказывается надо еще протестировать её.
Backend-разработка, 4-10 лет
Душные код ревью. Иногда даже браться за задачу нет желания.
Frontend-разработка, 1-3 года
Срочные задачи, которые нужно было сделать вчера и нужно срочно, очень быстро все сделать, в итоге все получается с косяками и потом переделывать приходится.
Frontend-разработка, 4-10 лет
Слишком запутанные деплой процессы. Миллион контейнеров, кубернетес кластеров, и если что-то из этого падает то разобраться без целого инфраструктурного отдела невозможно. А чинить такие штуки могут по несколько дней
Frontend-разработка, 1-3 года
То, что беки не общаются с дизайнерами, когда проектируют апи. Каждый творит, как видит.
Backend-разработка, 1-3 года
Я не вижу как влияю на мир и выполняю тупые задачи, в которых не вижу смысла для продукта.
Backend-разработка, больше 10 лет
Абстрактные задачи, задачи без проработанной бизнес аналитики, срочные задачи, задачи для временных решений, не тестируемый код
Data Science, 4-10 лет
- Начальники, которые совсем не разбираются в IT, программировании, Data Science,...., так как у них нет ни математического, ни IT или другого аналогичного образования и соответствующего опыта.
– Установка точных сроков выполнения проекта. Считают, что проект, который должны выполнять командой и достаточно длительное время ( с нуля), можно выполнить за неделю.
- Если начальники и / или другие сотрудники матерятся, громко и весь день разговаривают, да еще по нерабочим вопросам.
- Начальники, испытывающие комплекс неполноценности из-за твоих обширных знаний и умений.
Backend-разработка, больше 10 лет
Систематические переработки
DevOps, 4-10 лет
Когда предлагают ознакомиться с доками по правилами написания кода и прочего, в которых это описано как некие догмы, а побеседовав с людьми и руководителем понимаешь что это все можно выкинуть и подстраиваться из места в место. Это утомляет, т.к. приходится часто себя одергивать.
Что больше всего раздражает сеньора?
Тестирование, больше 10 лет
большое количество митингов в течение дня
Аналитика, больше 10 лет
Неорганизованность
Fullstack-разработка, больше 10 лет
Современные технологии разработки. Сочетание статической и динамической типизаций, языки, допускающие раздолбайство, математики на инженерных задачах. Напихивание питонятины и функциональщины где надо и не надо.
Backend-разработка, больше 10 лет
представление коллег об объекто-ориентированном программировании и абстракции кода
Backend-разработка, больше 10 лет
Неадекватные сроки, одновременное выполнение нескольких задач, бесконечные и бессмысленные совещания
Тестирование, 4-10 лет
Куча бесполезных митингов, и постоянные вопросы от менеджеров аля "what's the status"
Backend-разработка, 4-10 лет
Ожидание у некоторых, что будет дешевле, быстрее и качественнее одновременно
Backend-разработка, больше 10 лет
Когда коллега сопит и сморкается
Мобильная разработка, 4-10 лет
Легаси-код и работа с 9:00 до 18:00
Backend-разработка, 4-10 лет
Менеджер: Вот срочная задача
Я: Когда нужно сделать?
Менеджер: Еще вчера
Backend-разработка, больше 10 лет
Срочные задачи в вечер пятницы – классика. Некомпетентность/безграмотность менеджеров – даже не пытаются обдумать задачу, "ты сделай, а мы потом посмотрим как оно будет". Спам в рабочих чатах – чаты сами по себе сильно отвлекают, а когда там начинается пустой трёп, который приходится просматривать в поисках полезных сообщений... . Писать документацию (которую все равно никто не читает, а спрашивают тебя).
Backend-разработка, больше 10 лет
Когда менеджеры спрашивают срок исполнения задачи
Backend-разработка, 1-3 года
Отсутствие нормального менеджмента на проектах
Fullstack-разработка, 4-10 лет
Общение с людьми вне моей команды (заказчики, поддержка сервисов итд). Неозвученные дедлайны ("я пообещал заказчику – думал ты успеешь") Задачи без ТЗ.
Интеграция промышленного оборудования
Отсутствие стратегии, целей, планов у компании. Плохая обратная связь.
Fullstack-разработка, больше 10 лет
Копипаст в дичайших объёмах
Backend-разработка, больше 10 лет
Срочные задачи в конце дня
Backend-разработка, больше 10 лет
Частые и бессмысленные совещания, на которые зовут по принципу "просто так". Когда отвлекают от работы.
Backend-разработка, 4-10 лет
1. Меня злит, когда 9 из 10 ошибок, что присылают мне на почту, возникают на бэкенде.
2. Мне отвратительны бэкендеры, кто вообще не парится тестированием своего кода (порой, даже примерочным).
3. Мне неприятно, что часто приходится работать с недо-джунами, которых мне присылают со словами "это крутой специалист и профессионал".
4. Я грущу, когда "специалист и профессионал" сначала говорит мне лично, что уже имеет опыт в десятке проектов, подобных текущему, но затем выясняется, что он даже не подозревал о существовании простейших и базовых для проекта понятий.
5. Я впадаю в ярость, когда случай ошибки, что коллега присылает мне на почту, описан фразой "...но что-то сломалось и теперь ничего не работает".
6. Я каждый раз в шоке когда руководитель требует обозначить сроки реализации проекта по его рисунку или макету.
7. Меня бесит следовать плану проекта, когда ТЗ и спецификации составляются параллельно с написанием программного кода.
8. Меня раздражает вносить "мелкие правки" только для разового показа кому-то из заказчиков.
9. Меня тошнит искать ошибки в чужом коде, когда...
— сплошной копипаст без адаптации под проект,
— код замусорен бесполезными зависимостями и библиотеками,
— новомодный синтаксис, там где он совершенно неуместен,
— дебильно написанные комментарии,
— нет нормальной вертикальной и горизонтальной разрядки в коде....иными словами, код писал какой-то джун или группа несчастных из-за работы в мертворожденном проекте.
10. Меня утомляет, когда приходится переключаться между разными задачами/проектами в то время, когда нужно укладываться в сжатые сроки хотябы по одному из них.
11. Мне очень неудобно работать, находясь в опенспейсе, среди коллег, кто не затыкаясь болтает по телефону во весь голос.
В общем, в последнее время меня стал раздражать почти каждый аспект моей работы, за исключением написания кода, его тестирования и отладки... Поэтому я сейчас взял отпуск до осени. Осенью хочу попробовать себя в серверной разработке, вдруг там мне больше понравится...
DevOps, больше 10 лет
Нежелание следовать best practices под предлогом отсутствия жесткой бизнес-потребности.
Backend-разработка, 4-10 лет
Митинги
Fullstack-разработка, больше 10 лет
Что прилетают задачи 1 важнее другой. Постоянное переключение приоритетов. Поддержка легаси
Frontend-разработка
Когда людей из других команд посылают к тебе за помощью, а ты такой хороший, что не можешь отказать коллеге, погружаешься в проблему, помогаешь ему, а потом ***ак! И уже вечер, а у тебя по твоим задачам ничего не сделано и ты сидишь до часу ночи и делаешь свои таски.
Backend-разработка, больше 10 лет
Партизанщина (то есть, необходимость тайком нарушать рабочие процессы, чтобы выполнить задачу), необходимость борьбы с ветряными мельницами (то есть, с искусственно созданными сложностями).
Что больше всего раздражает тимлида?
Fullstack-разработка, больше 10 лет
SCRUM
Информационная безопасность, больше 10 лет
Бесконечные отчеты
Embedded, больше 10 лет
- переусложненные неинтуитивные IDE.
- релизные версии проектов, которые тупо не собираются из-за ошибок.
- отсутствие документации у популярных инструментов и библиотек
- шум в кабинете
- ленивые, безинициативные сотрудники
- сотрудники пренебрегающие личной гигиеной
в эту игру можно играть бесконечно
Backend-разработка, 1-3 года
Придурошное начальство, которое в чих пых не ставит оптимизацию и рефактор кода, им подавай супер ноу хау проект, что бы как у Теслы, кря (вместо ***). Но это нужно сделать на вчера, качественно и быстро и что б ни цента не доплатить за твой чёртов труд. Пы.сы. привет фронтам с их маржин топ10 и начальство в восторге от того какие они крутые разрабы !!!!! Ууу*** кря.
Backend-разработка, больше 10 лет
Карго культ скрама
Backend-разработка, больше 10 лет
Когда отвлекают
Backend-разработка, 1-3 года
Бессмысленные и беспощадные встречи
Backend-разработка, больше 10 лет
Agile и натягивание чуждых процессов на наши реалии без понимания смысла последних. Тупое копирование западных подходов. Менеджеры-идиоты, знакомые с разработкой из курсовых в вузах и указывающие что и как должно разрабатываться.
Fullstack-разработка, больше 10 лет
Параллельные задачи, не имеющие к текущему проекту прямого отношения.
Fullstack-разработка, больше 10 лет
Передергивание между задачами
Backend-разработка, 4-10 лет
Невнятные требования и криво установленные дедлайны
DevOps, больше 10 лет
Отсутствие отдыха
Выводы
Боль у всех общая:
- Постоянно отвлекают от работы.
- Невнятное ТЗ или его отсутствие.
- Горящие сроки и срочные задачи.
- Переработки и таски на выходные.
- Перепрыгивание с задачи на задачу.
- Бессмысленные и беспощадные встречи и митинги.