1. Тестирование
Проект коммерческий или учебный? На реальном проекте вам необходимо тщательно тестировать то, что вы сделали. Согласитесь, отдавать QA задачу, которую вы сами толком не проверили — это такое себе. В учебном проекте все немного иначе. Скорее всего, вы еще не имеете большого опыта и не осознали того, что проект надо подвергать более тщательной проверке. У меня раньше такое было, и при работе с коммерческими проектами я полностью поменял свое отношение к тестированию.
2. Насколько ты «въезжаешь» в тему
Например, до меня новая информация доходит долго — могу долго вкатываться в новый проект и долго изучать новые технологии. Почему так? Не знаю. Но каждый человек по-разному обрабатывает информацию и как показывает практика, это нормально. Вы можете долго вникать в какую-то тему и неверно использовать те или иные функции в проекте, но рано или поздно вы все равно добьетесь своего. В айтишке нет неспособных людей, просто запомните это.
3. Скорость работы
Скорость — это хорошо, особенно если проект учебный. Но лучше сделать его на неделю позже, нежели профакапиться. Нередко натыкаюсь в разных чатах на pet project, которые работают непонятно как. Пишешь автору этого добра и, оказывается, он и не знал, что проект криво работает. Почему? Старался побыстрее сделать и показать всему миру.
4. Обратная связь
Советую обращать внимание на то, что говорят вам ваши коллеги или клиенты. Имеют ли они какие-то замечания по вашей работе? Важно учитывать их мнение, чтобы сделать проект еще лучше.
В начале пути вам может казаться, что к вам придираются и на самом деле это может бить по самолюбию. Но обратная связь — это то, что делает вас успешнее. Даже отрицательный фидбэк очень важен, так как вы учитесь на ошибках, пусть даже и на своих. Поэтому цените каждый отклик (неважно, положительный или отрицательный).
5. Просить о помощи коллег
Многие думают, что если они обращаются за помощью, значит, они «не вывозят» проект. Это не так. Не стоит бояться просить помощи и дополнительных объяснений. Если вы чувствуете, что у вас есть пробелы в знаниях или не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к опытным коллегам или руководителю проекта. Лучше попросить помощь заранее, нежели потом исправлять ошибки в 3 раза дольше. Опять же, из своей практики в начале пути: неделю делал задачу и стоял на месте. Боялся обратиться за помощью. В итоге эта неделя стоила команде сорванного дедлайна. А на деле там все было очень просто, и более опытный разработчик решил вопрос за 2 часа.
Если же мы говорим про учебный проект, то просить помощи — это тоже прекрасно. Вы наверняка сталкивались с Open Source проектами, где много людей работают над одной, к примеру, библиотекой. Все потому, что одному что-то вывезти очень сложно и как раз коллективный разум будет торжествовать, когда цель будет достигнута.
6. Отдых и work-life balance
Насколько вы успеваете отдыхать — тоже очень важный показатель того, как вы справляетесь с проектом. Если вы понимаете, что выгораете и сидите за компьютером 10-12 часов в день — стоит задуматься: а почему так? Неправильная оценка задачи? Или же не хватает опыта? Сделанный вывод вам необходимо перенести на другие проекты. И это все тоже нормально, это тоже часть опыта.
Кроме этого, не забывайте, что вам необходимо держать баланс между своими желаниями и возможностями. К примеру, вам хочется взяться за крутой дорогой проект. А хватит ли у вас сил и знаний? Возможно, вы получите крутой опыт и справитесь. А возможно, получите очень сильное выгорание. Поэтому иногда лучше идти вперед по чуть-чуть, но быть спокойным за результат.
Ну и в итоге хочу сказать: никогда не принижайте свои возможности и знания. Даже если вы получаете на доработку проект в десятый раз, а кто-то делает все хорошо с первого раза. Все мы разные и по-разному работаем с новой информацией. Главное — дорогу осилит идущий и только у целеустремленных ребят все получается. Особенно сегодня, когда конкуренция на рынке огромная.
Комментарии