🏆 Как принять участие в хакатоне и занять призовое место. Инструкция для начинающих программистов
Одним из способов пополнить портфолио или получить оффер является хакатон. В этой статье поговорим о видах хакатонов, типичных ошибках при решении кейса и о том, как правильно защищать свой проект.
Какие бывают хакатоны?
Можно выделить три разновидности хакатонов:
- Технологический.
- Управленческий.
- Дизайнерский.
Технологический хакатон
Продукт этого хакатона – код. Чаще всего, код пишут на языке, который доступен участнику.
Но бывают кейсы, когда организатор сам определяет языки программирования. Темы таких хакатонов могут быть самые разные: от разработки веб-приложения до анализа данных и машинного обучения.
Управленческий хакатон
Это хакатон по цифровой трансформации бизнеса. Кейсы на эти хакатоны поставляют частные и государственные компании.
Например, могут предложить задачу по цифровизации рабочих мест медицинских работников или государственных служащих. Это может быть любая управленческая задача, в которой необходим опыт цифровой трансформации и управления бизнесом.
Дизайнерский хакатон
Готовый продукт такого хакатона, как правило, интерфейс. Участники этого хакатона разрабатывают внешний вид экранов и пользовательские сценарии.
Пять основных ошибок, которые допускают при решении кейса
1. Говорить о технологиях
Задачи хакатона решаются с помощью технологий. Поэтому говорить, что данное приложение вы разработали с помощью HTML и CSS не имеет никакого значения. Скорее всего, все участники сделали то же самое. Вы только тратите на это время. Лучше говорите, какую пользу принесёт ваше решение.
2. Поражать жюри фичами продукта
Фичи – это различные опции вашего продукта. Проблема в том, что команда вместо решения задачи, придумывает опции, которые никому не требуются. Так команда теряет скорость разработки.
Каждая фича – это отдельный продукт. Говорите только об одной фиче. Покажите, насколько она может решить проблему кейса. Так вы сэкономите больше времени и отбросите ненужные гипотезы.
3. Не говорить о болях целевой аудитории
Начинающие разработчики забывают о целевой аудитории и погружаются в программирование, как будто это решает проблему пользователя.
Нужно помнить, что решение нужно строить вокруг единственной боли клиента. На защите необходимо подчеркивать, как ваш код поможет обычным людям.
4. Не выдвигать гипотезы
Эта ошибка связана с предыдущей. Гипотеза – это предположение, как решение может повлиять на потребителя.
Например, перед тем как вы погрузитесь в технологии распознавания текста, неплохо было бы подумать, какую проблему решает гипотеза. Гипотезы можно проверять параллельно разработке.
5. Умалчивать преимущества вашего решения и команды
На хакатоне вы должны показать результат. Результат – это преимущества вашего решения перед другими решениями.
Когда вы говорите о преимуществах, то показываете осведомленность о продукте, а жюри видит, как вы планируете улучшать продукт. Но не забывайте говорить о недостатках. Это покажет глубину знаний о продукте.
Что делать, если не умеешь кодить, а презентовать проект нужно?
В июле 2021 года автор этой статьи принял участие в хакатоне «Кибер.Степь» и имел самые минимальные представления о программировании.
Теоретически он знал HTML, CSS, базовый Python и разработку продукта в IT.
В команде ещё был учитель информатики, но он внезапно уехал работать воспитателем в детский лагерь. Был ещё учитель литературы, он помог придумать, как решить кейс.
Кейс предложил Ростелеком. Нужно было разработать игру «Кибер.Мир». Главный герой этой игры должен был приучить детей пользоваться сложными паролями.
По условиям хакатона нужно было показать минимальный работоспособный продукт. Единственное что мы могли – это разработать прототип в Фигме.
Идея была такая: нарисовать прототип чат-бота, который будет общаться с ребенком и предлагать ему разные задания. Например, чат-бот просил передать свои персональные данные, если данные передавались, то засчитывается проигрыш, а затем шел рассказ о безопасности персональных данных. После этого пользователю предлагали сыграть ещё раз.
В категории Junior наша команда заняла второе место. Считаем, что это результат того, что мы не допускали ошибок, придумали историю игрока и пользовательский сценарий. А кодить мы ещё научимся.
Как выступать на защите проекта?
После хакатона мы усвоили пять правил:
1. Говорите о гипотезах. Выдвигайте предположения, которые можно легко проверить. Рассказывайте, каким образом и за какой срок вы можете это сделать. Не утверждайте категорично, что это будет обязательно работать.
Правильно | Неправильно |
Мы предполагаем, что данное решение понравится пользователям от 12 до 18 лет. По их поведению мы поймём, есть ли ошибки. | Наше решение обязательно понравится пользователям. Уже в первый день они начнут платить нам. |
2. Расскажите, как можно монетизировать проект. Если не знаете как монетизировать, то придумайте. Это может быть и мерч, и партнёрские программы, и платная подписка.
Правильно | Неправильно |
Возможно, наше приложение поддержат онлайн-школы. У нас будет бесплатный тариф. А ещё, мы думаем, игроки смогут тратить баллы у партнёров. | Проект некоммерческий. Мы не пытаемся заработать. |
3. Говорите про целевую аудиторию. Во время решения задачи постарайтесь нарисовать образ пользователя: кем он работает, как отдыхает, что предпочитает покупать, какие рабочие задачи решает ежедневно, как добирается до работы, семейное положение.
Правильно | Неправильно |
Наш сервис будет работать для автомастерских, которые обслуживают грузовики и дорожную технику. В ней работают люди, которые проходят специальное обучение и часто ездят в командировки. | Наше решение обязательно понравится пользователям. Уже в первый день они начнут платить нам. |
4. Говорите честно, если мало знаете про кейс. Так жюри увидит, что вы изучали вопрос. Конечно, это слабая сторона, но вы сделаете из неё сильную сторону, когда расскажете, как справитесь с задачей. Делать из себя всезнайку не стоит.
Правильно | Неправильно |
Мы не разобрались, как наше приложение будет обновляться и каким образом пользователь будет переходить с бесплатного тарифа на платный. Но через два-три дня мы постараемся дать ответ. | Мы достаточно изучили все вопросы. Приложение можно тестировать. |
5. Будьте уверены в себе и доброжелательны. В жюри такие же люди, как и вы, и не все разбираются в технологиях. Например, это могут быть бизнесмены, которых интересует прибыль, могут быть менеджеры продукта, чиновники или маркетологи. У всех свои интересы на хакатонах. Постарайтесь это учесть.
Правильно | Неправильно |
Посмотрите на наше приложение. Оно понравится женщинам, которые ведут здоровый образ жизни и воспитывают детей, а ещё его можно монетизировать, если тестирование покажет, что им пользуются 100 тысяч пользователей. | Наше приложение работает, а если не работает, то это какая-то ошибка. Мы крутые программисты и не можем ошибаться. |
Хакатоны помогают начинающим специалистам и людям без опыта в IT входить в профессию, учат работать в команде и решать кейсы.