🧭 Не только игры: VR/AR-разработка – профессия будущего

Рассказываем о сферах применения технологий виртуальной и дополненной реальности, помимо тривиального геймплея, а также о перспективах для разработчиков в этой отрасли.

Что такое VR/AR?

Термин «виртуальная реальность» относится к трехмерной среде, созданной компьютером. VR – это полностью цифровой опыт, который может имитировать или полностью отличаться от реального мира.
В отличие от VR, дополненная реальность – это не полностью иммерсивный, искусственный опыт. Он состоит из виртуальных компонентов, размещенных в вашем непосредственном окружении. Технология дополненной реальности добавляет уровни цифровых фрагментов поверх существующей среды, сокращая разрыв между виртуальным и физическим миром.

Чтобы больше узнать о видах и технологиях VR и AR рекомендуем прочитать гайд по виртуальным мирам из «Библиотеки программиста».

Отметим, что VR переносит нас в альтернативные вселенные, а AR оживляет окружение с помощью данных, изображений и уникальных впечатлений, которые накладываются на мир вокруг вас.

Экскурс в историю

На протяжении многих лет технология виртуальной реальности использовалась в различных отраслях, от маркетинга и развлечений до космических миссий и свежих новостей с эффектом присутствия.

  • Сама концепция виртуальной реальности – иллюзорного опыта неотличимого от реального, существует довольно давно. В 1935 году писатель-фантаст Стэнли Вейнбаум написал рассказ «Очки Пигмалиона». В нем главный герой встречает профессора, который изобретает очки, позволяющие ему попасть в виртуальный мир.
  • В 1957 году кинематографист Мортон Хейлиг изобрел Sensorama, мультимедийное устройство для театрального шкафа, которое предлагало зрителям интерактивный опыт. Sensorama представляла собой механическое устройство, включающее цветной стереоскопический дисплей, вентиляторы, излучатели запахов, стереофоническую звуковую систему и подвижное кресло. Оно имитировало поездку на мотоцикле по Нью-Йорку и создавало впечатление присутствия.
  • В 1961 году два инженера Philco Corporation создали первый налобный дисплей (HMD) под названием Headsight. Он имел два видеоэкрана, по одному на каждый глаз, а также устройство магнитного слежения. Это было первое устройство отслеживания движения, которое дало возможность пользователю осматривать окружающую среду, не находясь там физически, при помощи удаленной камеры.
  • К 1980-м годам термин «виртуальная реальность» популяризировал Джарон Ланье. Он основал лабораторию визуального программирования VPL и разработал вместе с Томом Циммерманом ряд устройств, в том числе Dataglove, перчатку для взаимодействия человека с компьютером и шлем VR EyePhone HMD, что сделало VPL первой компанией, которая начала продавать очки виртуальной реальности.
  • В 1990-е годы появились первые массовые коммерческие гарнитуры VR. В 1992 году журнал Computer Gaming World предсказал «доступную виртуальную реальность к 1994 году».
За последние 10 лет мир виртуальной и дополненной реальности значительно продвинулся в развитии в результате конкуренции технологических гигантов. Amazon, Apple, Facebook, Google, Microsoft, Sony и Samsung создали собственные подразделения VR и AR. С началом пандемии COVID-19 отрасль переживает очередную волну роста, на фоне вызванного вынужденной самоизоляцией спроса.

Где применяется VR/AR

Несмотря на популярность VR/AR в игровой отрасли, сферы применения этих технологий не заканчиваются на компьютерных играх и Pokemon Go. Рассмотрим далее перспективные из применений.

Торговля

Онлайн торговля товарами давно заняла свое место в современном мире и экономит покупателям много времени и сил, а продавцам торговые площади и сопутствующие расходы на содержание офлайн-магазинов. Проблема с покупками в Интернете заключается в том, что мы не можем примерить одежду или увидеть как на самом деле будет выглядеть мебель в нашем доме, до ее покупки. Это вызывает дискомфорт и множественные возвраты товара от покупателей. Технологии VR и AR могут это исправить.

С появлением технологии сканирования тела в VR, которая позволит «примерить» одежду в виртуальном мире, неуверенность в товаре и продавце отойдут на второй план.

  • Различные компании пытаются предоставить опыт покупок в виртуальной реальности, в том числе европейский розничный торговец ASOS, который инвестировал в компанию по разработке программного обеспечения Trillenium.
  • Трудно представить, как будет выглядеть мебель в вашем доме, даже если осматриваешь ее в салоне, поэтому многие покупатели хотят использовать AR при покупке мебели.
  • IKEA и Wayfair – всего лишь два ритейлера из множества, которые помогают покупателям визуализировать мебель и товары в их доме благодаря технологии дополненной реальности.
  • Кроме того AR можно использовать для повышения вовлеченности в магазинах. Некоторые розничные продавцы, в том числе LEGO и Best Buy, используют элементы дополненной реальности в своих офлайн-магазинах, чтобы удивить и заинтересовать потребителей.

Образование

Онлайн-образование в настоящее время является очень востребованным. Многие в секторах сейчас повышают свой технический уровень, обращаясь к VR и AR, чтобы обеспечить расширенный опыт. Это делает обучение более доступным, дешевым и повышает уровень удержания знаний.

Использование виртуальной реальности для экспериментального обучения дает множество преимуществ:

  • VR может имитировать реальные жизненные ситуации;
  • использование ИИ для общения с аватарами и изменения исхода ситуации в зависимости от действий ученика;
  • отсутствие ограничений по времени;
  • обучение и практику можно разделить на более мелкие фрагменты по сравнению, например, с тренировочными днями;
  • VR среда обладает широкими возможностями настройки. Это улучшает эмпирическое обучение, сделав упражнение значительно более реалистичным.
  • использование VR – более увлекательный способ обучения, поскольку он полностью привлекает внимание;
  • виртуальная реальность стимулирует память во время обучения. Это полезно для запоминания в долгосрочной перспективе и более эффективно, чем пассивное вспоминание, такое как перечитывание информации или просто просмотр видео.
Кроме того дополненная реальность помогает педагогам вовлекать учеников с помощью динамических 3D-моделей, наложений релевантных фактов и визуальной информации по темам, которые они изучают. Студенты могут получить доступ к информации в любом месте и в любое время без специального оборудования.

Здравоохранение

Медицинские работники используют виртуальные модели, чтобы подготовиться к работе с реальными телами.

VR также можно использовать для лечения проблем с психическим здоровьем, а терапия с использованием виртуальной реальности считается эффективной при лечении посттравматического стрессового расстройства и тревожности.

AR делает важную информацию доступной для хирургов в пределах их поля зрения во время операции. Стартапы строят технологию AR для поддержки цифровой хирургии, трехмерной медицинской визуализации и специальных операций.

Навигационные системы

AR способна повысить эффективность навигационных устройств. Информация может отображаться на лобовом стекле автомобиля с указанием направления и места назначения, погоды, местности, дорожных условий и информации о дорожном движении. С 2012 года швейцарская компания WayRay разрабатывает голографические системы навигации с дополненной реальностью, в которых используются голографические оптические элементы для проецирования информации о маршруте, включая направления, важные уведомления и достопримечательности, прямо в зоне прямой видимости водителей. На борту морских судов AR позволит наблюдателям на мостике отслеживать важную информацию, такую ​​как курс и скорость судна при движении.

Строительство

VR постепенно меняет то, как архитекторы проектируют и экспериментируют в своей работе. VR позволяет увидеть не только как будет выглядеть здание или пространство, но и как оно будет «ощущаться». Владельцы домов могут «опробовать» пространство до того, как оно будет физически построено, и внести изменения, что сэкономит время и деньги заказчика и архитектора, а также повысит удовлетворение от завершения проекта.

Архитекторы годами используют 3D-модели, но использование иммерсивных инструментов, поможет понимать и исследовать пространство на самом глубоком уровне, видеть здание «сквозь стены», просматривать его внутренние объекты и планировку.

Развлечения

Туристическая индустрия использует обучающие видеоролики, чтобы продавать направления и поездки с помощью виртуальной реальности. Такие сервисы, как Discovery Channel и Google Expeditions, позволяют людям поплавать с акулами в Тихом океане, исследовать коралловые рифы или поверхность Марса.

Путешественники могут использовать AR для доступа к информационным дисплеям. Расширенные приложения AR включают моделирование исторических событий, мест и объектов, отображаемых в ландшафте.

VR дает организаторам мероприятий возможность приглашать больше людей. Например, Пол Маккартни в 2016 году выпустил запись концерта в VR 360. Многие музеи предлагают виртуальные туры с возможностью приблизиться к экспонатам не выходя из дома, а также AR приложения, которые позволяют лучше ориентироваться и получить больше информации в залах музея.

Техническое обслуживание

AR используется удаленными сотрудниками для обслуживания транспортных средств и оборудования. Сегодня AR может помочь специалисту по техническому обслуживанию быстро разобраться в оборудовании, с которым они работают, с помощью планов или информации, наложенной в AR приложении. Основная цель – дать работникам возможность работать более продуктивно и предоставить им свободу потребления информации без помощи рук. Например, на узлах системы могут отображаться метки, поясняющие инструкции по эксплуатации для механика, выполняющего техническое обслуживание системы.

Искусство и дизайн

Дэвид Эм был первым прекрасным художником, создавшим в 1970-х годах виртуальные миры, по которым можно перемещаться. Среди других художников, исследовавших потенциал VR-технологий в 1990-е годы, можно назвать Джеффри Шоу, Ульрику Габриэль, Чар Дэвис, Морис Бенаюн, Knowbotic Research, Ребекку Аллен и Перри Хоберман.

AR, применяемая в изобразительном искусстве, позволяет объектам или местам вызывать художественные многомерные переживания и интерпретации реальности. Дополненная реальность способствует развитию визуального искусства в музеях, давая возможность посетителям просматривать экспонаты в галереях в многомерном виде через экраны смартфонов.

Социальные сети

Некоторые организации создают социальные сообщества в пространстве VR, такие как vTime, AltspaceVR, Oculus Rooms, Mozilla Hubs и VRChat, а также социальные виртуальные миры, которые изначально были разработаны без поддержки VR, например Roblox.

Эти социальные сети нового формата предоставляют участникам новый опыт взаимодействия и возможности для онлайн-общения.

В совместной дополненной реальности несколько пользователей могут получить доступ к общему пространству, заполненному виртуальными объектами, оставаясь при этом в реальном мире. Этот метод особенно эффективен для образовательных целей, когда пользователи размещены вместе и могут использовать естественные средства общения (речь, жесты и т. д.), но также могут успешно сочетаться с иммерсивной виртуальной реальностью или удаленным сотрудничеством.
Ханнес Кауфман, доцент кафедры виртуальной реальности Венского технического университета.

Перспективы

Мы перечислили лишь некоторые области внедрения технологий AR/VR в повседневную жизнь и работу. Существуют сотни других применений и они могут повлиять на рабочее место, хобби и социальную жизнь раньше, чем мы предполагали. Корпоративные приложения AR и VR могут стать чрезвычайно ценными в самых разных контекстах.

Мы все еще далеки от недорогой технологии виртуальной реальности, которая полностью погрузит вас в цифровой мир. Однако социальный запрос на такие инструменты дает основания предполагать, что в ближайшем будущем технологии VR/AR станут применяться повсеместно.

В этом контексте уже сейчас растет спрос на разработчиков приложений виртуальной и дополненной реальности, и эта тенденция будет только нарастать.

Если вам интересно это направление, рекомендуем ознакомиться со статьей «Как освоить разработку приложений AR/VR с нуля», где описаны основные навыки и инструменты, которые могут потребоваться новичку.

***

А если вы всерьез решили углубиться в профессию и стать разработчиком VR/AR, стоит обратить внимание на «Факультет разработки VR/AR» образовательной онлайн-платформы GeekBrains. Там вы научитесь делать игры и мобильные приложения, а также получите востребованную специальность и возможность работать на фрилансе или в крупной IT-компании. На факультете GeekBrains изучают язык C# и движок Unity, а также на практике учат создавать продукты с VR/AR-технологиями – выпускники смогут добавить в портфолио 14 реализованных проектов.

МЕРОПРИЯТИЯ

Комментарии

ВАКАНСИИ

Добавить вакансию
Full stack developer
Москва, от 250000 RUB до 350000 RUB
Technical Recruiter
Москва, по итогам собеседования

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ