01 декабря 2022

💡 8 IT-профессий для тех, кто не хочет программировать

Автор статей по блокчейну, криптовалюте, безопасности и общим темам
В погоне за большими и, как оказывается впоследствии, совсем не легкими деньгами некоторые люди задумываются об IT-профессиях. Но что делать, если вы не любите программировать, но хотите попасть в IT и получать достойную зарплату? Рассказываем о 8 IT-профессиях, в которых не нужно программировать.
💡 8 IT-профессий для тех, кто не хочет программировать

HR-менеджер

HR-менеджер
HR-менеджер

HR или «Human Resources» можно перевести как «человеческие ресурсы». И HR-менеджером называется не профессия, а целая группа специальностей. В нее включаются: рекрутер, хедхантер, управляющий персоналом и корпоративный тренер. IT-эйчары выполняют такие же функции, как и в любой другой сфере.

Рекрутер занимается общим подбором персонала – ищет кандидатов, проводит собеседования, дает оценку их опыту и знаниям, а полученные данные передает руководителю. Хедхантер же ищет специалистов на конкретную должность – чаще всего в «высшие ряды» управленцев и руководящий состав. Нового сотрудника «отдают» кадровику, который, после оформления всех документов, передает его в «руки» тренера. Последний – ответственный за тренинг сотрудников и поддержание высокого уровня мотивации, а также за решение конфликтных ситуаций.

Такое разделение должностей используется в крупных корпорациях, а в маленьких компаниях все обязанности на себя берет один «мультиэйчар».

С определением разобрались, можно и кратко навыки расписать. Из хард-скилов можно выделить:

  • желателен опыт работы в айти-сфере и понимание технических основ;
  • «шарить» в айти-рынке и «жизненном цикле» программного обеспечения, быть в курсе всех трендов и обновлений;
  • английский язык – как минимум на уровне B1, поскольку много источников информации по IT именно на английском языке.

Софт-скилы, в принципе, остаются общими – коммуникабельность, стрессоустойчивость, креативность. И знания психологии будут плюсом. Кодить точно не нужно, но разбираться в том, что делает бэкенд-разработчик, а что дизайнер – необходимо.

Средняя зарплата HR-менеджера (согласно актуальным данным на hh.ru) в среднем составляет от 30 000 до 100 000 рублей и выше.

Получить профессию эйчара можно в университете по специальности «Управление персоналом» или пройти онлайн-курсы. Но самое главное – любить сферу, в которой ты работаешь и постоянно развиваться. Айти не стоит на месте и каждый день появляются новые фреймворки, языки и ПО. Понимание этого позволит тебе направлять работу сотрудников в нужное русло. Что касается актуальности профессии и ее перспектив – эйчары однозначно будут востребованы, в любой области.

Еще один совет – если ты пришел в качестве эйчара из другой области, само собой, будет сложно. Стоит уделять 1-2 часа в день на просмотр новостей мира IT, чтение книг и посещение курсов или конференций, и сфера перестанет быть такой «дикой и неприступной». К тому же, проработав немного на этой должности, постепенно вникая в технические аспекты, можно втянуться и подумать о смене направления (например, податься во фронтенд-разработчики или тестировщики).

IT-юрист

IT-юрист
IT-юрист

Он же сетевой юрист. Примечательно, что несмотря на приставку IT – работать такой специалист может в любой области, где используются современные информационные технологии. Контент в интернете создается ежеминутно и его нужно защищать. Юрист поможет блогеру избежать наплыва атак хейтеров, а также решит проблему с плагиатом. Ну и, само собой, юридическое сопровождение во всех вопросах компании.

Хочется отметить – профессия относительно новая, а значит, и актуальная. Однако это не только благословение, но и проклятие. Да, можно попрощаться со скучной юридической конторкой, что на «ладан дышит» и перейти в крутую компанию. Конкурентов почти нет, высшего юридического достаточно, а понять базы новой сферы можно прямо в процессе работы. И работать удаленно позволено.

Но молодость направления IT-юриспруденции дает и свои минусы: заработная плата и обязанности имеют очень размытые рамки, а ответственность зашкаливает. И заказы не идут постоянным потоком. Описывать скилы смысла нет – все в «лучших традициях» профессиональных юристов: решение споров, защита авторских прав, оценка возможных рисков, ведение переговоров, заключение контрактов плюс знание законодательной сферы цифровых технологий.

Учиться можно в вузах по направлению (например, цифровое право), юридических школах и/или на специализированных онлайн-курсах. Последние можно и даже желательно пройти, если есть высшее юридическое образование, но нет понимания специфики IT.

Средняя зарплата IT-юриста колеблется на уровне от 30 000-35 000 до 200 000 и выше. Все зависит от масштабности компании и возложенных обязанностей.

Project Manager и Product Manager

Project Manager и Product Manager
Project Manager и Product Manager

И снова менеджмент. Несмотря на схожесть названий – профессии совершенно разные. Обо всем по порядку.

Пример: компания создает систему заказов фастфуда для автомобилистов (аналог МакАвто). Разработано специальное мобильное приложение, которое показывает ближайшие пункты заказа и даже позволяет выбрать и оплатить все заранее онлайн. Product Manager определяет целевую аудиторию товара – водители легковых и грузовых авто. А также занимается анализом системы – что нужно добавить или изменить для большего комфорта потребителя, и следственно, получить больше прибыли.

Project Manager, в свою очередь, работает с тем, что получил от продакта – решает насущные проблемы и «напрягает» нужных специалистов уложиться в строгий дедлайн. Project отвечает за работу команды проекта и больше вовлечен в техническую часть, а Product – за сам продукт и его реализацию, а также маркетинговые ходы. К тому же проджект – штатный сотрудник, который следует указаниям заказчика, и каждая ошибка дорого ему стоит, а продакт (чаще всего) – «наемник», вольная птица, что постоянно проверяет «море» вариаций и болеет за успех продукта, а не за сроки.

Кодить не нужно, но разбираться в его работе – необходимо. И project, и product приходится время от времени «доставать» фрагмент кода и показывать исполнителям, что нужно изменить и каким должен быть итоговый результат.

Что касается скилов – разработку знать не обязательно, да и факультет информатики заканчивать не нужно. Чаще всего на это не обращают внимание, особенно в новых стартапах и маленьких компаниях. Куда важнее софт-скилы – пресловутые коммуникабельность и ответственность. От продакт-менеджера требуют знание методов agile, умение работать с клиентами и гипотезами.

Проджект должен уметь быстро собрать и организовать команду, разбираться в системах планирования и контролировать процесс и сроки выполнения задач. Образование в сфере маркетинга или менеджмента будет плюсом. Часто встречается менеджер «два в одном» – продакт и проджект в одном лице. Чаще всего так поступают в небольших проектах.

Из минусов раздельной работы менеджеров можно выделить два пункта:

  1. Прыжок через голову: продакт дает список заданий проджекту, а тот отдает их исполнителю. У разработчика возникает вопрос по работе, и он сразу идет к product. А project о возникшей проблеме узнает в числе последних.
  2. Не умею читать мысли: получая задачу от продакта, проджект не знает всех тонкостей продукта и, отдавая техзадание команде, не может учесть всех пожеланий продакта. Потом и получается «каша» – постоянные правки, хотя ТЗ выполнено как требуется.

Решения тоже два и оба радикальные: либо соединить две роли в одну, либо разграничить их настолько, чтобы не тратить время на лишние вопросы и исправления. И, конечно, каждый член команды должен сначала обратиться к проджекту, а тот уже, в свою очередь, к продакту. А иногда проджекты становятся продактами.

В среднем менеджеры получают от 50-80 тысяч до 100-200 тысяч.

UI/UX-дизайнер и UX-писатель

UI/UX-дизайнер и UX-писатель
UI/UX-дизайнер и UX-писатель

Два товарища, идущих рука об руку в любом проекте. Начнем с дизайна.

UX – user experience, он же пользовательский опыт. Такой дизайнер отвечает за удобство сайта, а UI (user interface, пользовательский интерфейс) – наполняет платформу контентом и красками (отвечает за творческую часть). Чаще всего эти профессии «соединены» в одном универсальном специалисте. Работу UI/UX-дизайнера можно разделить на несколько шагов:

  • целевая аудитория: первый и очень важный шаг. Показатели пола, возраста, географического расположения клиентов позволяют дизайнеру настроить интерфейс максимально точно;
  • конкуренты: изучить неудачные и положительные решения коллег по «цеху» – благое дело. И научишься чему-нибудь, и их ошибки не повторишь;
  • архитектура: создание CJM (Customer Journey Map) – карты пользовательских путей. Здесь рассматриваются следующие вопросы: как клиент «набрел» на сайт, что ему не понравилось и пути решения;
  • прототип: для начала создается wireframe (каркас), где отображается структура будущего сайта. Такой эскиз подходит для привлечения первых инвесторов в проект. Затем строится макет, который добавляет цвет, текст и картинки. И наконец – интерактивный прототип, где можно «потыкать» на все кнопочки и использовать функции сайта;
  • тест: работа с итоговым прототипом – проверка ошибок и тестирование сайта на целевой аудитории;
  • поддержка: когда сайт запущен, необходимо постоянно вводить новые функции, совершенствовать его и обновлять.

Кодить дизайнеру не нужно (чаще всего), но важно уметь работать с такими инструментами как Figma, Sketch, Tilda, Adobe XD и Adobe After Effects. Необходимы базовые знания разработки интерфейсов и диджитал-маркетинга.

UX-писатель занимается переводом технического языка на «человеческий». Он упрощает работу пользователя сайта, чтобы тот сразу мог найти что ему необходимо, не клацая по всем кнопкам подряд.

Этапы его работы аналогичны дизайнеру: анализ ЦА и конкурентов, тестирование, редактирование – в общем, наполнение сайта красивым и понятным текстом. Что касательно скилов, тоже все просто:

  • знание UX-дизайна (поскольку работать приходится в связке со своим коллегой);
  • умение пользоваться веб-инструментами: тот же список, что и у дизайнера;
  • навык копирайтинга: создать понятный и короткий текст нужно уметь (например, инструкцию в банковском мобильном приложении);
  • базовое понимание психологии: пригодится, чтоб не тратить тысячи попыток в поиске идеальных фраз – все это продумывается заранее и на тесты не отводится много времени;
  • умение работать в сжатые сроки.

Из софт-скилов для обеих профессий хочется выделить усидчивость, упорство и творческое мышление (хотя и без аналитики не обойтись). Образование можно получить в вузах (по направлению) и с помощью онлайн-курсов.

Востребованность в таких специалистах растет. Каждый день открываются новые проекты и стартапы, нуждающиеся в сайте и/или мобильном приложении. К тому же работать можно не только в штате, но и на фрилансе. Glassdoor ставит профессию дизайнера на 24 место. Средняя зарплата UI/UX-специалистов находится в районе от 30 000 до 300 000. Все зависит от размера проекта и инвестиций.

Бизнес-аналитик

Бизнес-аналитик
Бизнес-аналитик

Вкратце – «дипломат» для разработчика и клиента. Собирает требования заказчика, анализирует их, передает их команде программистов (в том числе вышеуказанным дизайнерам), получает их решение и дает фидбэк от покупателя.

Основную часть работы бизнес-аналитика занимают митинги: стендапы, груминги, мозговые штурмы и множество других (не только с командой разработчиков, но и с клиентами). Кроме этого, в ежедневную работу включены анализ и документирование запросов заказчиков.

Из хард-скилов хочется выделить в первую очередь английский язык как минимум уровня B2 и умение работать с программами BPMN и UML. Важно разбираться в технических документах, договорах и спецификациях. Нужно знать базу программирования и жизненный цикл программного обеспечения, а также методологию вроде Waterfall и Agil (сюда же включить бэклог). Будет плюсом знание SQL.

Софт-скилы включают в себя коммуникабельность, аналитическую «жилку», лидерские задатки, умение работать в сжатые сроки и готовность постоянно учиться и развиваться.

Обучиться этому «ремеслу» можно не только в высших учебных заведениях по специальности или на онлайн-курсах. Если ты уже «крутишься» в айти – можно подключаться к работе действующего аналитика. Есть шанс, что заметят, а нет – опыт лишним не будет. Еще вариант – найти ментора, чтобы подтянуть знания и «добрать» квалификацию.

Средняя зарплата бизнес-аналитика составляет от 30 000 до 300 000. Здесь можно подробнее почитать о профессии – там информация и о грейдах аналитика, и об обучении, и о перспективах специальности.

Копирайтер

Копирайтер
Копирайтер

Один из самых простых способов «влиться» в айти. Копирайтер пишет и короткие статьи для блогов и социальных сетей, и объемные «страницы» для сайтов и платформ. Копирайтером в конкретном направлении легко стать тому, кто крутился в этой области. Психологу ничего не стоит писать статьи по психологии, а врачу – по медицинской тематике.

Из плюсов профессии можно выделить:

  • простой старт: копирайтером стать может каждый – было бы, о чем писать;
  • широкий выбор: работать можно в штате, удаленно или на фрилансе;
  • карьерный рост: при должном старании можно дорасти до редактора и главного редактора или пойти в смежные профессии – UX-писателем, сценаристом или продюсером.

Из минусов, в первую очередь – высокая конкуренция. Если направление не очень популярно – влиться не проблема, а если тема обширная – готовься к «драке» за каждый заказ. Во-вторых, как и в любой профессии, возможно выгорание. Ну и, конечно, долгое сидение за компьютером зрение не улучшит. Тебе сюда :)

Что касается хард-навыков, все довольно тривиально: избегать грамматических ошибок, «воды» и писать четко и лаконично. Плюсом будет умение писать в различных жанрах и форматах. При знании английского можно переводить зарубежные статьи. Немаловажно и умение общаться с людьми, чтобы сразу понимать чего хочет заказчик (и не переделывать все заново). Для IT-сферы желательно понимать базовые основы программирования, следить за развитием и изменениями в области. Иногда требуется знание «информационного стиля» Ильяхова.

Софт-скилы: исполнительность, усидчивость, умение укладываться в сжатые дедлайны.

Обучиться можно в вузах (на филологических и журналистских факультетах), на онлайн-курсах и даже самостоятельно при помощи литературы. Но при любом способе нужна практика.

Актуальность специальности в том, что текст будет необходим всегда. Да, аудио и видео во Всемирной паутине преобладают, но «буквы» не сдают свои позиции, ведь практически любой контент в интернете состоит из текста. И копирайтеры всегда в цене.

Средняя зарплата копирайтера составляет от 20 000 до 150 000-200 000.

Скрам-специалист

Скрам-специалист
Скрам-специалист

Scrum – это фреймворк agile, гибкая методика управления проектами. В таком проекте каждому члену команды отведена своя роль и работа напоминает спринт – короткие «мозговые забеги» в одну-две недели. По его принципу и работает скрам-менеджер (да, снова менеджмент) – проводит короткие совещания с командой, решает конфликты и направляет работу и обсуждения в нужное русло.

Из скилов в первую очередь хочется выделить:

  • понимание основ и умение работать в scrum-команде;
  • умение решать конфликтные ситуации в группе и мотивировать людей;
  • знание основ фасилитации (организации команды) и опыт применения на практике;
  • использование методологии коуча.

О софт-скилах вроде стрессоустойчивости, коммуникабельности, скрупулезности и ответственности можно даже и не упоминать – это база. Кроме этого, у скрам-мастера должна быть хорошая память, аналитический склад ума и хорошая дикция.

Насчет обучения: специальности скрам-менеджера в университетах нашей страны нет. Но вариантов немало. Можно пройти онлайн-курсы или заняться самообучением – посещать форумы, изучать книги, журналы и ролики по теме. Самая популярная скрам-школа в мире – Scrum Alliance. Здесь можно получить сертификат, и пополнить свое портфолио.

Опыт работы с командой очень важен, на одной теории в должность не «въедешь». Проще всего скрам-менеджером стать тимлиду и руководителям проектов (с 2-3-летним опытом). Главный совет скрам-мастеру – нужно делегировать ответственность и задачи на каждого члена команды. Это основная трудность, с которой сталкиваются начинающие менеджеры.

Профессия не новая, но в России она только начинает развиваться, поэтому специалисты будут востребованы. Из скрам-менеджера можно «перерасти» в скрам-тренера, скрам-коуча или уйти в смежные направления – например, в бизнес-аналитику. Средняя зарплата скрам-менеджера – от 35 000 до 250 000.

Техподдержка

Техподдержка
Техподдержка

С сотрудником технической поддержки сталкивался каждый из нас. Почему бы и не попробовать себя в этой роли? Задача специалиста – решить проблему, с которой столкнулся пользователь при использовании какого-либо айти-продукта. Таким продуктом может быть программа, сайт, различные устройства и гаджеты (и это далеко не весь перечень).

В первую очередь нужно учитывать, что человек, звонящий в техподдержку обычно уже испробовал все доступные средства, чтобы самостоятельно устранить неполадку и сотруднику на том конце провода нужно быть готовым к эмоциональным всплескам. Стрессоустойчивость, коммуникабельность и в какой-то мере хладнокровие – главные софт-скилы мастера технической поддержки, ведь установить контакт с пользователем – это 50% работы.

Для работы в должности специалиста техподдержки необходимо знать товары и/или услуги, которые предоставляет компания, разбираться в технической документации, уметь работать в Windows и Linux, а также в Help Desk.

Все саппорты делятся на три грейда:

  • джуны: первая линия поддержки, на которой сидят неопытные новички. В основном обрабатывают заявки от клиентов;
  • мидлы: вторая линия, где к работе джунов добавляются административные обязанности;
  • сеньоры: третья линия – «матерые» спецы, с хорошей квалификацией и большим опытом. Решают самые сложные и глобальные проблемы.

Профессия очень востребована – компаний становится все больше, и каждая из них нуждается в службе поддержки. Часто на первую линию берут людей без опыта работы – все «набирается» на стажировке. Образование может стать преимуществом. Его можно получить в университете (на факультетах для будущих технических специалистов) или на онлайн-курсах.

Средняя зарплата специалиста технической поддержки составляет в среднем от 50 000 до 150 000. Все зависит от компании и грейда саппорта.

***

Расскажи, в какой области ты работаешь и какие профессии мы упустили (или, возможно, зря включили) в своем топе :)

Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека программиста»

Комментарии

ВАКАНСИИ

Добавить вакансию
Разработчик C++
Москва, по итогам собеседования

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ