🎮 Какие языки программирования используют разработчики игр?

У разработчиков игр есть знания, воображение, умелые руки и работающий компьютер, но они не смогут построить виртуальный мир без другого важного инструмента – языка программирования.

Выбор правильного языка программирования, фреймворка или других инструментов имеет важное значение в успешной разработке программного обеспечения. Это решение повлияет на то, как вы будете использовать свои основные ресурсы, такие как время, бюджет, оборудование и т. д. Игровая индустрия очень разнообразна, и выбор языка программирования для игры во многом зависит от ваших целей и задач. Этому выбору также способствуют многие другие факторы – целевая платформа, сложность проекта или жанр игры. Мы разделим игры на категории и подберем соответствующие языки программирования для каждой.

Игровой движок – это среда разработки для создания видеоигр и других интерактивных приложений. Термин может относиться к программному обеспечению с различными уровнями абстракции, однако основные функциональные возможности игрового движка включают рендеринг графики (2D или 3D), моделирование физики, звук, написание сценариев, анимацию, искусственный интеллект, сетевое соединение, управление памятью и потоковую передачу. Несмотря на растущую популярность коммерческих движков, многие компании-разработчики предпочитают создавать собственные, чтобы избежать проблем с лицензированием или добиться большей гибкости.

Языки программирования для разработки движков AAA-игр


Среда разработки игрового движка Godot

Хотя появилось множество новых языков, промышленные движки для 3D-игр по-прежнему пишутся по большой части на C++. Этот язык сочетает принципы объектно-ориентированного программирования с низкоуровневыми функциями языка C. C++ позволяет создавать программы с высоким уровнем абстракции без больших потерь в производительности.

Игровые движки реализуют множество ресурсоемких процедур для моделирования графики и физики. Современные игры могут отображать реалистичные сцены в режиме реального времени с миллионами треугольников и детализированными текстурами с учетом светотени, атмосферы и т.д. Это было бы невозможно без контроля над железом, предоставляемым C и C++.

Сцена из игрового демо движка Unreal Engine 5 содержит миллиарды треугольников.

Программировать высокоуровневую игровою логику на C++ трудно. Для повышения скорости разработки в движок игры часто интегрируют язык сценариев. Сценарии обычно интерпретируются, а не компилируются, что делает процесс сборки быстрым. Их написание легко освоить, что дает новичкам возможность создания игровой логики.

Хотя лучшего языка сценариев не существует, Lua быстро набирает обороты в игровой индустрии. Этот простой и легкий язык используется во многих популярных движках: CryEngine, Defold, Irrlicht и Corona.

Большинство спецэффектов, от реалистичных световых отражений до эффектов постобработки и моделирования жидкости, контролируются специальными программами, известными как шейдеры. Шейдеры могут превратить плоские и унылые сцены в потрясающе красивые виды.

Сцена в Minecraft до и после применения пользовательских шейдеров
Шейдеры – это небольшие программы, которые запускаются непосредственно на видеокарте. OpenGL Shading Language (GLSL) и High-Level Shading Language (HLSL) являются одними из самых распространенных языков для разработки шейдеров.

Языки программирования для разработки веб-игр

Большинство онлайн-игр относительно небольшие и написаны исключительно с использованием языков фронтенда, преимущественно JavaScript. В то время как HTML структурирует содержимое веб-страницы, а CSS описывает ее внешний вид, JavaScript вдыхает жизнь в игру, добавляя интерактивность. Используя специальные фреймворки, мы можем создавать сложные игры прямо в браузере.

Перечислим некоторые из этих библиотек: Phaser, GDevelop, ImpactJS и melonJS. Также можно использовать WebGL для добавления в игру сложной трехмерной графики.

Языки программирования для разработки мобильных игр

При создании мобильных игр выбор языка программирования во многом определяется целевой платформой. Android и iOS являются крупнейшими операционными системами для мобильных устройств, поэтому большинство разработчиков пишут приложения на совместимых с ними языках: Java, Kotlin, Objective-C или Swift.
  • Java используется для разработки нативных приложений для Android. Программы обычно компилируются в байт-код, который может работать на любой виртуальной машине Java (JVM) независимо от архитектуры процессора. Эта почти универсальная совместимость является причиной того, что Java всегда входит в список лучших языков программирования. Синтаксис Java очень похож на синтаксис C/C++.
  • Kotlin – сравнительно новый язык для разработки под Android, который является духовным преемником Java. Он проще, выразительнее и менее многословен по сравнению с предшественником. Программы на Kotlin можно скомпилировать в байт-код и запустить на JVM, что дает нам совместимость с библиотеками и фреймворками для Java. Kotlin стремительно развивается, и эксперты высоко оценивают его перспективы в будущем.
  • Objective-C был создан как объектно-ориентированное расширение языка C. Начиная с 90-х он используется для написания программного обеспечения для устройств Apple. Разработчики приложений на Objective-C для мобильных устройств Apple имеют доступ к многочисленным фреймворкам для создания игр.
  • Objective-C хорошо служил Apple на протяжении многих лет, но будучи строгим надмножеством C, он унаследовал многие его недостатки. Например, язык не поддерживает механизм пространства имен и перегрузку операторов. Кроме того, он синтаксически многословен и сложен по сравнению с современными языками. Эти проблемы вынудили Apple создать Swift, который используется для разработки приложений под iOS 7 и выше. Несмотря на короткое время существования на рынке, Swift уже обогнал Objective-C по популярности. Он отличается от предшественника безопасностью типов, автоматическим управлением памятью и безопасностью при использовании указателей.

Языки для программирования на коммерческих движках

Коммерческие движки, вроде Unreal и Unity, упростили процесс разработки и произвели революцию в игровой индустрии. Они позволили потенциальным инди-разработчикам создавать популярные игры. Благодаря независимости от крупных компаний инди-игры отличаются инновационными идеями, экспериментальным игровым процессом и креативными решениями.

Unity – мультиплатформенный игровой движок, который позволяет с легкостью создавать интерактивный контент. Его выбирают небольшие организации и инди-разработчики из-за отличной функциональности, дружелюбного сообщества и возможности использования для написания любых 2D- и 3D-игр.

Unity быстр, гибок, портативен и дружелюбен к новичкам. Персональная лицензия позволяет создавать коммерческие игры бесплатно до тех пор, пока они не принесут более 100000 долларов дохода. Хотя фреймворк Unity построен на языке C++, доступ к его коду не предоставляется. Это означает, что вы не можете изменить движок под свои нужды.

Игра Ori and the Will of Wisps разработанная на Unity

Пользователи взаимодействуют с движком Unity через C#, который используется для написания сценариев. C# – объектно-ориентированный язык программирования общего назначения, созданный в 2000 году в Microsoft для работы с платформой .NET. Этот язык со строгой и статической типизацией прост для чтения и освоения, а его создатели были вдохновлены C++ и Java.

C# изучить легче чем C++ и он производит меньше шаблонного кода чем Java.

Unreal Engine – игровой движок, разработанный Epic Games. Впервые он был выпущен в 1998 году и с тех пор постоянно совершенствуется. На протяжении более двух десятилетий движок Unreal использовался в сотнях крупных игр, он основан на проверенной структуре AAA-игр и прекрасно подходит для сложных проектов. Пользователь имеет доступ к исходному коду движка и может при необходимости его изменить.

Unreal отличается реалистичными визуальными эффектами, но он сложнее в освоении нежели Unity.

Игра Star Wars Jedi: Fallen Order разработанная на Unreal

Для сценариев в Unreal используется C++, хотя и с некоторыми отличиями от стандартного языка. Например, в нем отсутствует низкоуровневое управление памятью, поскольку об этом заботится сам движок. Также в Unreal-версии C++ отсутствует стандартная библиотека шаблонов (STL).

STL – важная часть стандартных библиотек C++, которая предоставляет контейнеры, строки, алгоритмы и различные полезные функции.

Как стать программистом игр?

Разработка игр – нечто большее, чем просто программирование. В успешные команды также входят геймдизайнеры, художники, тестировщики, дизайнеры уровней, звукорежиссеры и композиторы. Вы можете построить карьеру в индустрии, изучив любую из этих дисциплин. Однако, если вы хотите стать именно программистом, потребуется сочетание практических знаний и понимания основ компьютерных наук.

Начните с изучения структур данных и алгоритмов, математики и архитектуры компьютерных систем. Выберите любую хорошую книгу по C++ и создавайте различные проекты. Когда вы овладеете языком и приобретете достаточно теоретических знаний, можно будет выбрать узкую специализацию.

Приведем их список:

  • Игровая физика.
  • Компьютерная графика.
  • Искусственный интеллект.
  • Интеграция звуков.
  • Игровой процесс.
  • Графический интерфейс.
  • Написание сценариев.
  • Сетевые соединения.

Независимо от того, какой путь вы выберете, рекомендуется создать несколько небольших игр на любом из популярных движков, чтобы познакомиться с процессом изнутри. Удачи!

Дополнительные материалы:

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

admin
15 апреля 2019

13 главных ошибок, мешающих разрабатывать игры

13 самых злых ошибок для тех, кто мечтает разрабатывать игры или уже успел ...
Библиотека программиста
23 июня 2017

Разработка игр – это просто: 12 этапов изучения геймдева

Разработка игр на плаву, она перспективна и набирает популярность. Мы подго...