🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Учимся анимировать графику и изображения, обрабатывать столкновения, запоминать состояния и управлять персонажами. В конце статьи сделаем 10 мини-симуляторов и лайт-версий известных игр.
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Python – интерпретируемый язык, и по этой причине он не отличается высокой производительностью, которая необходима для сложных игр с гиперреалистичной графикой. Тем не менее есть несколько способов оптимизации, которые значительно ускоряют выполнение Python-кода, что позволяет писать на Питоне вполне приличные игры. Оптимизацию необязательно делать самостоятельно – в значительной степени эту задачу берут на себя специальные фреймворки и библиотеки. Фреймворков и библиотек для разработки игр на основе Python довольно много, вот самые популярные:

  • Pygame
  • PyKyra
  • Pyglet
  • Panda3D
  • Kivy
  • PyopenGL

Мы остановимся на самой популярной библиотеке, Pygame – она отлично подходит для начинающих разработчиков, и к тому же часто используется для быстрого прототипирования игр. На официальном сайте Pygame есть каталог игр, созданных с помощью библиотеки. Еще примеры игр на Pygame можно посмотреть здесь.

Pygame не входит в стандартную поставку Python, для установки библиотеки выполните:

        pip install pygame
    

Все возможности библиотеки Pygame нереально рассмотреть в одной статье, поэтому здесь мы затронем только самые базовые концепции – рисование, движение объектов, покадровую анимацию, обработку событий, обновление счетчика, обнаружение столкновения.

🐍🎓 Библиотека собеса по Python
Подтянуть свои знания по Python вы можете на нашем телеграм-канале «Библиотека собеса по Python»
🐍🧩 Библиотека задач по Python
Интересные задачи по Python для практики можно найти на нашем телеграм-канале «Библиотека задач по Python»

Окно и главный цикл приложения

Создание любого приложения на базе Pygame начинается с импорта и инициализации библиотеки. Затем нужно определить параметры окна, и по желанию – задать цвет (или изображение) фона:

        import pygame

# инициализируем библиотеку Pygame
pygame.init()

# определяем размеры окна
window_size = (300, 300)

# задаем название окна
pygame.display.set_caption("Синий фон")

# создаем окно
screen = pygame.display.set_mode(window_size)

# задаем цвет фона
background_color = (0, 0, 255)  # синий

# заполняем фон заданным цветом
screen.fill(background_color)

# обновляем экран для отображения изменений
pygame.display.flip()

# показываем окно, пока пользователь не нажмет кнопку "Закрыть"
while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            exit()

    

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Цикл while True играет роль главного цикла программы – в нем происходит отслеживание событий приложения и действий пользователя. Функция pygame.quit() завершает работу приложения, и ее можно назвать противоположностью функции pygame.init(). Для завершения Python-процесса используется exit(), с той же целью можно использовать sys.exit(), но ее нужно импортировать в начале программы: import sys.

В качестве фона можно использовать изображение:

        import pygame

pygame.init()

window_size = (400, 400)
screen = pygame.display.set_mode(window_size)
pygame.display.set_caption("Peter the Piglet")

# загружаем изображение
background_image = pygame.image.load("background.png")

# подгоняем масштаб под размер окна
background_image = pygame.transform.scale(background_image, window_size)

# накладываем изображение на поверхность
screen.blit(background_image, (0, 0))

pygame.display.flip()

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            exit()

    
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Обработку событий (нажатий клавиш и кликов) в Pygame реализовать очень просто – благодаря встроенным функциям. Приведенный ниже код изменяет цвет фона после клика по кнопке. Обратите внимание, что в Pygame можно задавать цвет несколькими способами:

        import pygame

pygame.init()
pygame.display.set_caption('Измени цвет фона')
window_surface = pygame.display.set_mode((300, 300))
background = pygame.Surface((300, 300))
background.fill(pygame.Color('#000000'))

color_list = [
    pygame.Color('#FF0000'),  # красный
    pygame.Color('#00FF00'),  # зеленый
    pygame.Color('#0000FF'),  # синий
    pygame.Color('#FFFF00'),  # желтый
    pygame.Color('#00FFFF'),  # бирюзовый
    pygame.Color('#FF00FF'),  # пурпурный
    pygame.Color('#FFFFFF')   # белый
]

current_color_index = 0

button_font = pygame.font.SysFont('Verdana', 15) # используем шрифт Verdana
button_text_color = pygame.Color("black")
button_color = pygame.Color("gray")
button_rect = pygame.Rect(100, 115, 100, 50)
button_text = button_font.render('Нажми!', True, button_text_color)

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            exit()
        elif event.type == pygame.MOUSEBUTTONDOWN and event.button == 1:
            if button_rect.collidepoint(event.pos):
                current_color_index = (current_color_index + 1) % len(color_list)
                background.fill(color_list[current_color_index])

        window_surface.blit(background, (0, 0))
        pygame.draw.rect(window_surface, button_color, button_rect)
        button_rect_center = button_text.get_rect(center=button_rect.center)
        window_surface.blit(button_text, button_rect_center)
        pygame.display.update()

    
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Как очевидно из приведенного выше примера, основной цикл Pygame приложения состоит из трех повторяющихся действий:

  • Обработка событий (нажатий клавиш или кнопок).
  • Обновление состояния.
  • Отрисовка состояния на экране.
Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека питониста»

GUI для PyGame

Pygame позволяет легко и быстро интегрировать в проект многие нужные вещи – шрифты, звук, обработку событий, – однако не имеет встроенных виджетов для создания кнопок, лейблов, индикаторов выполнения и других подобных элементов интерфейса. Эту проблему разработчик должен решать либо самостоятельно (нарисовать прямоугольник, назначить ему функцию кнопки), либо с помощью дополнительных GUI-библиотек. Таких библиотек несколько, к самым популярным относятся:

Вот простой пример использования Pygame GUI – зеленые нули и единицы падают вниз в стиле «Матрицы»:

        import pygame
import pygame_gui
import random

window_size = (800, 600)
window = pygame.display.set_mode(window_size)
pygame.display.set_caption('Матрица Lite')
pygame.init()
gui_manager = pygame_gui.UIManager(window_size)

font = pygame.font.SysFont('Consolas', 20)
text_color = pygame.Color('green')
text_symbols = ['0', '1']
text_pos = [(random.randint(0, window_size[0]), 0) for i in range(50)]
text_speed = [(0, random.randint(1, 5)) for i in range(50)]
text_surface_list = []

button_size = (100, 50)
button_pos = (350, 250)
button_text = 'Матрица!'

button = pygame_gui.elements.UIButton(
    relative_rect=pygame.Rect(button_pos, button_size),
    text=button_text,
    manager=gui_manager
)

while True:
    time_delta = pygame.time.Clock().tick(60) 

    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            quit()

        if event.type == pygame_gui.UI_BUTTON_PRESSED:
            text_surface_list = []
            for i in range(50):
                text_symbol = random.choice(text_symbols)
                text_surface = font.render(text_symbol, True, text_color)
                text_surface_list.append(text_surface)

        gui_manager.process_events(event)

    gui_manager.update(time_delta)

    window.fill(pygame.Color('black'))

    for i in range(50):
        text_pos[i] = (text_pos[i][0], text_pos[i][1] + text_speed[i][1])
        if text_pos[i][1] > window_size[1]:
            text_pos[i] = (random.randint(0, window_size[0]), -20)
        if len(text_surface_list) > i:
            window.blit(text_surface_list[i], text_pos[i])

    gui_manager.draw_ui(window)
    pygame.display.update()

    
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Рисование

В Pygame есть функции для простого рисования геометрических фигур – прямоугольников, окружностей, эллипсов, линий, многоугольников. Вот пример:

        import pygame
import math

pygame.init()
screen_width = 640
screen_height = 480
screen = pygame.display.set_mode((screen_width, screen_height))
pygame.display.set_caption("Геометрические фигуры")

black = (0, 0, 0)
white = (255, 255, 255)
red = (255, 0, 0)
green = (0, 255, 0)
blue = (0, 0, 255)
yellow = (255, 255, 0)
pink = (255, 192, 203)

# рисуем прямоугольник
rect_x = 50
rect_y = 50
rect_width = 100
rect_height = 50
pygame.draw.rect(screen, red, (rect_x, rect_y, rect_width, rect_height))

# рисуем круг
circle_x = 200
circle_y = 75
circle_radius = 30
pygame.draw.circle(screen, green, (circle_x, circle_y), circle_radius)

# рисуем треугольник
triangle_x = 350
triangle_y = 50
triangle_width = 100
triangle_height = 100
triangle_points = [(triangle_x, triangle_y), (triangle_x + triangle_width, triangle_y),
                   (triangle_x + triangle_width / 2, triangle_y + triangle_height)]
pygame.draw.polygon(screen, blue, triangle_points)

# рисуем пятиугольник
pent_x = 500
pent_y = 100
radius = 40
sides = 5
pent_points = []
for i in range(sides):
    angle_deg = 360 * i / sides
    angle_rad = math.radians(angle_deg)
    x = pent_x + radius * math.sin(angle_rad)
    y = pent_y - radius * math.cos(angle_rad)
    pent_points.append((x, y))
pygame.draw.polygon(screen, white, pent_points)

# рисуем эллипс
ellipse_x = 100
ellipse_y = 275
ellipse_width = 150
ellipse_height = 60
pygame.draw.ellipse(screen, red, (ellipse_x, ellipse_y, ellipse_width, ellipse_height))

# горизонтальная линия
horiz_line_y = 400
pygame.draw.line(screen, blue, (50, horiz_line_y), (590, horiz_line_y), 5)

# вертикальная линия
vert_line_x = 320
pygame.draw.line(screen, green, (vert_line_x, 50), (vert_line_x, 430), 5)

# рисуем желтую звезду
yellow_star_points = [(260 - 50, 250 - 70), (310 - 50, 250 - 70), (325 - 50, 200 - 70),
                      (340 - 50, 250 - 70), (390 - 50, 250 - 70), (350 - 50, 290 - 70),
                      (365 - 50, 340 - 70), (325 - 50, 305 - 70), (285 - 50, 340 - 70),
                      (300 - 50, 290 - 70)]
pygame.draw.polygon(screen, yellow, yellow_star_points)

# рисуем окружность с квадратом внутри
circle2_x = 490
circle2_y = 350
circle2_radius = 80
pygame.draw.circle(screen, white, (circle2_x, circle2_y), circle2_radius)
square_side = 60
square_x = circle2_x - square_side / 2
square_y = circle2_y - square_side / 2
pygame.draw.rect(screen, pink, (square_x, square_y, square_side, square_side))

pygame.display.update()

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            quit()

    
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Анимация и обработка событий

Выше, в примере с падающими символами в «Матрице», уже был показан принцип простейшей имитации движения, который заключается в последовательном изменении координат объекта и обновлении экрана с установленной частотой кадра pygame.time.Clock().tick(60). Усложним задачу – сделаем простую анимацию с падающими розовыми «звездами». Приложение будет поддерживать обработку двух событий:

  • При клике мышью по экрану анимация останавливается.
  • При нажатии клавиши Enter – возобновляется.

Кроме того, добавим счетчик упавших звезд. Готовый код выглядит так:

        import pygame
import random

pygame.init()

screen_width = 640
screen_height = 480
screen = pygame.display.set_mode((screen_width, screen_height))
pygame.display.set_caption("Звезды падают вниз")

black = (0, 0, 0)
white = (255, 255, 255)
pink = (255, 192, 203)

font = pygame.font.SysFont("Verdana", 15)

star_list = []
for i in range(50):
    x = random.randrange(screen_width)
    y = random.randrange(-200, -50)
    speed = random.randrange(1, 5)
    star_list.append([x, y, speed])
score = 0

freeze = False # флаг для определения момента остановки

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            quit()
        if event.type == pygame.MOUSEBUTTONDOWN: # останавливаем падение звезд по клику
            freeze = True
        if event.type == pygame.KEYDOWN:
            if event.key == pygame.K_RETURN: # возобновляем движение вниз, если нажат Enter
                freeze = False

    if not freeze: # если флаг не активен,
        # звезды падают вниз
        for star in star_list:
            star[1] += star[2]
            if star[1] > screen_height:
                star[0] = random.randrange(screen_width)
                star[1] = random.randrange(-200, -50)
                score += 1

    # рисуем звезды, выводим результаты подсчета
    screen.fill(black)
    for star in star_list:
        pygame.draw.circle(screen, pink, (star[0], star[1]), 3)
    score_text = font.render("Упало звезд: " + str(score), True, white)
    screen.blit(score_text, (10, 10))

    pygame.display.update()

    # устанавливаем частоту обновления экрана
    pygame.time.Clock().tick(60)

    
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Покадровая анимация

Если у вас есть в запасе картинки с раскадровкой движения, превратить их в анимацию не составит труда:

        import pygame

pygame.init()

window_size = (640, 480)
screen = pygame.display.set_mode(window_size)
color = (216, 233, 243)
screen.fill(color)
pygame.display.flip()
pygame.display.set_caption("Покадровая анимация")
clock = pygame.time.Clock()

# загружаем кадры
frame_images = []
for i in range(1, 9):
    frame_images.append(pygame.image.load(f"frame{i}.png"))

# параметры анимации
animation_length = len(frame_images)
animation_speed = 15  # кадры в секунду
current_frame_index = 0
animation_timer = 0
frame_position = [0, 0]

# вычисляем позицию для вывода кадров в зависимости от высоты окна
window_height = screen.get_height()
frame_height = frame_images[0].get_height()
frame_position[1] = int(window_height * 0.45) - int(frame_height / 2)

# запускаем основной цикл
running = True
while running:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            running = False

    # обновление состояния
    time_delta = clock.tick(60) / 1000.0
    animation_timer += time_delta
    if animation_timer >= 1.0 / animation_speed:
        current_frame_index = (current_frame_index + 1) % animation_length
        animation_timer -= 1.0 / animation_speed

    frame_position[0] += 1  # сдвигаем кадр вправо

    # выводим кадры, обновляем экран
    current_frame = frame_images[current_frame_index]
    screen.blit(current_frame, frame_position)
    pygame.display.flip()

pygame.quit()

    
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Столкновение объектов

В этом примере расстояние между объектами проверяется до тех пор, пока объекты не столкнутся. В момент столкновение движение прекращается, а цвет объектов – изменяется:

        import pygame
import math

pygame.init()
screen_width = 400
screen_height = 480
screen = pygame.display.set_mode((screen_width, screen_height))
pygame.display.set_caption("Драматическое столкновение")

# размеры и позиция окружности
circle_pos = [screen_width/2, 50]
circle_radius = 20

# размеры и позиция прямоугольника
rect_pos = [screen_width/2, screen_height-50]
rect_width = 100
rect_height = 50

# цвета окружности и прямоугольника
white = (255, 255, 255)
black = (0, 0, 0)
green = (0, 255, 0)
red = (255, 0, 0)

# скорость движения окружности
speed = 5

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            quit()

    # окружность движется вниз
    circle_pos[1] += speed

    # проверяем (используя формулу расстояния),
    # столкнулась ли окружность с прямоугольником
    circle_x = circle_pos[0]
    circle_y = circle_pos[1]
    rect_x = rect_pos[0]
    rect_y = rect_pos[1]
    distance_x = abs(circle_x - rect_x)
    distance_y = abs(circle_y - rect_y)
    if distance_x <= (rect_width/2 + circle_radius) and distance_y <= (rect_height/2 + circle_radius):
        circle_color = red # изменяем цвет фигур
        rect_color = green # в момент столкновения
    else:
        circle_color = green
        rect_color = black

    # рисуем окружность и прямоугольник на экране
    screen.fill(white)
    pygame.draw.circle(screen, circle_color, circle_pos, circle_radius)
    pygame.draw.rect(screen, rect_color, (rect_pos[0]-rect_width/2, rect_pos[1]-rect_height/2, rect_width, rect_height))

    pygame.display.update()

    # останавливаем движение окружности, если она
    # столкнулась с прямоугольником
    if circle_pos[1] + circle_radius >= rect_pos[1] - rect_height/2:
        speed = 0

    # задаем частоту обновления экрана
    pygame.time.Clock().tick(60)

    
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Управление движением объекта

Для управления движением (в нашем случае – с помощью клавиш ← и →) используются pygame.K_RIGHT (вправо) и pygame.K_LEFT (влево). В приведенном ниже примере передвижение падающих окружностей возможно только до момента приземления на дно игрового поля, или на предыдущие фигуры. Для упрощения вычисления факта столкновения фигур окружности вписываются в прямоугольники:

        import pygame
import random

pygame.init()
screen_width = 640
screen_height = 480
screen = pygame.display.set_mode((screen_width, screen_height))

# цвета окружностей
white = (255, 255, 255)
red = (255, 0, 0)
green = (0, 255, 0)
blue = (0, 0, 255)
black = (0, 0, 0)
yellow = (255, 255, 0)

# цвет, скорость, начальная позиция окружности
circle_radius = 30
circle_speed = 3
circle_color = random.choice([red, green, blue, yellow, white])
circle_pos = [screen_width//2, -circle_radius]
circle_landed = False

# список приземлившихся окружностей и их позиций
landed_circles = []

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            quit()

    # если окружность не приземлилась
    if not circle_landed:
        # меняем направление по нажатию клавиши
        keys = pygame.key.get_pressed()
        if keys[pygame.K_LEFT]:
            circle_pos[0] -= circle_speed
        if keys[pygame.K_RIGHT]:
            circle_pos[0] += circle_speed

        # проверяем, столкнулась ли окружность с другой приземлившейся окружностью
        for landed_circle in landed_circles:
            landed_rect = pygame.Rect(landed_circle[0]-circle_radius, landed_circle[1]-circle_radius, circle_radius*2, circle_radius*2)
            falling_rect = pygame.Rect(circle_pos[0]-circle_radius, circle_pos[1]-circle_radius, circle_radius*2, circle_radius*2)
            if landed_rect.colliderect(falling_rect):
                circle_landed = True
                collision_x = circle_pos[0]
                collision_y = landed_circle[1] - circle_radius*2
                landed_circles.append((collision_x, collision_y, circle_color))
                break

        # если окружность не столкнулась с другой приземлившейся окружностью
        if not circle_landed:
            # окружность движется вниз
            circle_pos[1] += circle_speed

            # проверяем, достигла ли окружность дна
            if circle_pos[1] + circle_radius > screen_height:
                circle_pos[1] = screen_height - circle_radius
                circle_landed = True
                # добавляем окружность и ее позицию в список приземлившихся окружностей
                landed_circles.append((circle_pos[0], circle_pos[1], circle_color))

    if circle_landed:
        # если окружность приземлилась, задаем параметры новой
        circle_pos = [screen_width//2, -circle_radius]
        circle_color = random.choice([red, green, blue, yellow, white])
        circle_landed = False

    # рисуем окружности
    screen.fill(black)
    for landed_circle in landed_circles:
        pygame.draw.circle(screen, landed_circle[2], (landed_circle[0], landed_circle[1]), circle_radius)
    pygame.draw.circle(screen, circle_color, circle_pos, circle_radius)
    pygame.display.update()

    # частота обновления экрана
    pygame.time.Clock().tick(60)

    
🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Практика

Задание 1 – Лестница

Напишите Pygame игру, в которой игрок (красная окружность) поднимается вверх по ступеням лестницы. Необходимо подсчитывать сделанные шаги.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame

pygame.init()
WINDOW_WIDTH = 500
WINDOW_HEIGHT = 500
game_display = pygame.display.set_mode((WINDOW_WIDTH, WINDOW_HEIGHT))
pygame.display.set_caption('Вверх по лестнице')

# параметры ступеней
STEP_WIDTH = 20
STEP_HEIGHT = STEP_WIDTH
STEP_COLOR = (255, 255, 255)

# параметры игрока, размеры и цвет шрифта
PLAYER_RADIUS = 10
PLAYER_COLOR = (255, 0, 0)
FONT_SIZE = 20
FONT_COLOR = (255, 255, 255)
clock = pygame.time.Clock()

def game_loop():
    game_exit = False
    # стартовая позиция игрока
    player_x = PLAYER_RADIUS
    player_y = WINDOW_HEIGHT - PLAYER_RADIUS * 3
    # начальные координаты ступеней
    step_x = 0
    step_y = WINDOW_HEIGHT - STEP_HEIGHT
    # создаем счетчик шагов
    step_count = 0

    while not game_exit:
        for event in pygame.event.get():
            if event.type == pygame.QUIT:
                game_exit = True
            if event.type == pygame.KEYDOWN:
                if event.key == pygame.K_RIGHT:
                    # удаляем игрока из предыдущей позиции
                    pygame.draw.circle(game_display, (0, 0, 0), (player_x, player_y), PLAYER_RADIUS)
                    # обновляем позицию и счет
                    player_x += 20
                    player_y -= 20
                    step_count += 1

        # рисуем лестницу
        while step_x < WINDOW_WIDTH and step_y >= 0:
            pygame.draw.rect(game_display, STEP_COLOR, [step_x, step_y, STEP_WIDTH, STEP_HEIGHT])
            step_x += STEP_WIDTH
            step_y -= STEP_HEIGHT

        # перемещаем игрока на ступень выше
        pygame.draw.circle(game_display, PLAYER_COLOR, (player_x, player_y), PLAYER_RADIUS)

        # подсчитываем сделанные шаги
        pygame.draw.rect(game_display, (0, 0, 0), (10, 10, 100, FONT_SIZE))
        font = pygame.font.SysFont('Arial', FONT_SIZE)
        text = font.render(f'Шаг: {str(step_count)}', True, FONT_COLOR)
        game_display.blit(text, (10, 10))
        pygame.display.update()
        clock.tick(60)
game_loop()
pygame.quit()
    

Задание 2 – Лабиринт

Напишите Pygame игру, которая генерирует лабиринт из вертикальных стен со случайным количеством дверей. Игрок (красная окружность) должен проходить через двери.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame
import random

pygame.init()
screen_width = 640
screen_height = 480
screen = pygame.display.set_mode((screen_width, screen_height))
pygame.display.set_caption('Лабиринт')

black = (0,0,0)
white = (255,255,255)
red = (255,0,0)
blue = (0,0,255)
green = (0,255,0)

# параметры стен и дверей
line_width = 10
line_gap = 40
line_offset = 20
door_width = 20
door_gap = 40
max_openings_per_line = 5

# параметры и стартовая позиция игрока
player_radius = 10
player_speed = 5
player_x = screen_width - 12
player_y = screen_height - line_offset

# рисуем стены и двери
lines = []
for i in range(0, screen_width, line_gap):
    rect = pygame.Rect(i, 0, line_width, screen_height)
    num_openings = random.randint(1, max_openings_per_line)
    if num_openings == 1:
        # одна дверь посередине стены
        door_pos = random.randint(line_offset + door_width, screen_height - line_offset - door_width)
        lines.append(pygame.Rect(i, 0, line_width, door_pos - door_width))
        lines.append(pygame.Rect(i, door_pos + door_width, line_width, screen_height - door_pos - door_width))
    else:
        # несколько дверей
        opening_positions = [0] + sorted([random.randint(line_offset + door_width, screen_height - line_offset - door_width) for _ in range(num_openings-1)]) + [screen_height]
        for j in range(num_openings):
            lines.append(pygame.Rect(i, opening_positions[j], line_width, opening_positions[j+1]-opening_positions[j]-door_width))

clock = pygame.time.Clock()

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            quit()

    # передвижение игрока
    keys = pygame.key.get_pressed()
    if keys[pygame.K_LEFT] and player_x > player_radius:
        player_x -= player_speed
    elif keys[pygame.K_RIGHT] and player_x < screen_width - player_radius:
        player_x += player_speed
    elif keys[pygame.K_UP] and player_y > player_radius:
        player_y -= player_speed
    elif keys[pygame.K_DOWN] and player_y < screen_height - player_radius:
        player_y += player_speed

    # проверка столкновений игрока со стенами
    player_rect = pygame.Rect(player_x - player_radius, player_y - player_radius, player_radius * 2, player_radius * 2)
    for line in lines:
        if line.colliderect(player_rect):
            # в случае столкновения возвращаем игрока назад
            if player_x > line.left and player_x < line.right:
                if player_y < line.top:
                    player_y = line.top - player_radius
                else:
                    player_y = line.bottom + player_radius
            elif player_y > line.top and player_y < line.bottom:
                if player_x < line.left:
                    player_x = line.left - player_radius
                else:
                    player_x = line.right + player_radius
    screen.fill(black)
    for line in lines:
        pygame.draw.rect(screen, green, line)
    pygame.draw.circle(screen, red, (player_x, player_y), player_radius)
    pygame.display.update()
    clock.tick(60)
    

Задание 3 – Дождь

Используя Pygame, напишите симулятор дождя: падение каждой сотни капель приводит к подъему уровня воды на 1 пиксель.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame
import random

class RainSimulator:
    def __init__(self):
        pygame.init()
        self.screen_width = 500
        self.screen_height = 700
        self.screen = pygame.display.set_mode((self.screen_width, self.screen_height))
        pygame.display.set_caption("Дождь")
        self.font = pygame.font.SysFont("Consolas", 20)
        self.background_color = (0, 0, 0)
        self.blue = (173, 216, 230)

        # параметры дождевых капель
        self.drops = []
        self.drops_landed = 0
        self.drops_per_pixel = 100
        self.level_height = 0

        self.clock = pygame.time.Clock()

    # добавляем капли дождя
    def add_drop(self):
        self.drops.append([random.randint(0, self.screen_width), 0])

    # рисуем дождь
    def draw_drops(self):
        for drop in self.drops:
            pygame.draw.line(self.screen, self.blue, (drop[0], drop[1]), (drop[0], drop[1] + 5), 2)

    # подсчитываем капли, поднимаем уровень воды
    def update_drops(self):
        for drop in self.drops:
            drop[1] += 5
            if drop[1] >= self.screen_height:
                self.drops.remove(drop)
                self.drops_landed += 1
                if self.drops_landed % self.drops_per_pixel == 0:
                    self.level_height += 1

    # выводим количество капель
    def draw_score(self):
        score_text = self.font.render(f"Капель дождя: {str(self.drops_landed)}", True, (255, 255, 255))
        self.screen.blit(score_text, (10, 10))
        pygame.draw.rect(self.screen, self.blue, (0, self.screen_height-self.level_height, self.screen_width, self.level_height))

    def run_rain(self):
        running = True
        while running:
            for event in pygame.event.get():
                if event.type == pygame.QUIT:
                    running = False
            self.add_drop()
            self.update_drops()
            self.screen.fill(self.background_color)
            self.draw_drops()
            self.draw_score()
            pygame.display.update()
            self.clock.tick(60)

        pygame.quit()

if __name__ == "__main__":
    app = RainSimulator()
    app.run_rain()

    

Задание 4 – Мерцающие звезды

Используя Pygame, напишите симулятор звездного неба – окружности, представляющие собой звезды, сжимаются и расширяются, имитируя мерцание.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame
import random

pygame.init()
WINDOW_WIDTH = 800
WINDOW_HEIGHT = 600
screen = pygame.display.set_mode((WINDOW_WIDTH, WINDOW_HEIGHT))
pygame.display.set_caption("Мерцающие звезды")

# параметры звезд
MAX_STARS = 200
stars = []
for i in range(MAX_STARS):
    star_radius = random.randint(1, 3)
    star_color = (255, 255, 237)
    star_position = (random.randint(0, WINDOW_WIDTH), random.randint(0, WINDOW_HEIGHT))
    star_expand = True
    star_expand_speed = random.uniform(0.1, 0.5)
    stars.append((star_radius, star_color, star_position, star_expand, star_expand_speed))

clock = pygame.time.Clock()
while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            exit()

    for i in range(MAX_STARS):
        star_radius, star_color, star_position, star_expand, star_expand_speed = stars[i]

        # вычисление радиуса расширения
        if star_expand:
            star_radius += star_expand_speed
            if star_radius >= 5:
                star_expand = False
        else:
            star_radius -= star_expand_speed
            if star_radius <= 1:
                star_expand = True

        # изменяем позиции звезд для создания эффекта мерцания
        star_position = (
            star_position[0] + random.randint(-1, 1),
            star_position[1] + random.randint(-1, 1)
        )

        stars[i] = (star_radius, star_color, star_position, star_expand, star_expand_speed)

    # рисуем звезды
    screen.fill((0, 0, 0))
    for star in stars:
        star_radius, star_color, star_position, _, _ = star
        pygame.draw.circle(screen, star_color, star_position, star_radius)

    pygame.display.update()
    clock.tick(60)

    

Задание 5 – Колобок

Используя Pygame, создайте анимацию, в которой лиса (состоящая из этих фреймов) преследует Колобка. Колобок вращается вокруг своей оси.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения и необходимые изображения.

        import pygame

pygame.init()
background = (24, 113, 147)
WINDOW_WIDTH = 800
WINDOW_HEIGHT = 300
game_display = pygame.display.set_mode((WINDOW_WIDTH, WINDOW_HEIGHT))
pygame.display.set_caption('Колобок')

# загружаем изображение Колобка
kolobok = pygame.image.load('kolobok.png')
# стартовый угол вращения и скорость
kolobok_angle = 0
kolobok_rotation_speed = 2

# загружаем фреймы лисы
fox = []
for i in range(8):
    fox.append(pygame.image.load(f'fox{i+1}.png'))

# частота обновления фреймов лисы
fox_frame = 0
fox_frame_rate = 8
fox_frame_timer = 0

# стартовые позиции и скорость движения лисы и Колобка
kolobok_x = 0
kolobok_y = WINDOW_HEIGHT // 2 + kolobok.get_height() // 4 
fox_x = -fox[0].get_width()
fox_y = WINDOW_HEIGHT // 2 - fox[0].get_height() // 2
movement_speed = 3
clock = pygame.time.Clock()

# главный цикл
game_exit = False
while not game_exit:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            game_exit = True

    # вращаем изображение Колобка вокруг своей оси
    kolobok_angle += kolobok_rotation_speed
    if kolobok_angle >= 360:
        kolobok_angle = 0
    rotated_kolobok = pygame.transform.rotate(kolobok, kolobok_angle)

    # движение Колобка и лисы слева направо
    kolobok_x += movement_speed
    if kolobok_x > WINDOW_WIDTH:
        kolobok_x = 0 - fox[0].get_width()
    fox_x += movement_speed
    if fox_x > WINDOW_WIDTH:
        fox_x = 0 - fox[0].get_width() 

    # приводим скорость анимации лисы в соответствие с частотой обновления экрана
    fox_frame_timer += clock.tick(60)
    if fox_frame_timer >= 1000 / fox_frame_rate:
        fox_frame_timer -= 1000 / fox_frame_rate
        fox_frame = (fox_frame + 1) % len(fox)

    # рисуем фон, выводим фигуры Колобка и лисы
    game_display.fill(background)
    game_display.blit(rotated_kolobok, (kolobok_x, kolobok_y))
    game_display.blit(fox[fox_frame], (fox_x, fox_y))
    pygame.display.update()

pygame.quit()
    

Задание 6 – Светофор

Напишите Pygame приложение для демонстрации работы светофора: когда горит зеленый свет (6 секунд), прямоугольники-автомобили движутся вперед. Красный и желтый свет включаются на 2 секунды каждый, в это время трафик останавливается.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame
import random

pygame.init()
WINDOW_WIDTH = 800
WINDOW_HEIGHT = 600
game_display = pygame.display.set_mode((WINDOW_WIDTH, WINDOW_HEIGHT))
pygame.display.set_caption('Светофор')
clock = pygame.time.Clock()

BLACK = (0, 0, 0)
DARK_GRAY = (64, 64, 64)
GRAY = (128, 128, 128)
RED = (255, 0, 0)
YELLOW = (255, 255, 0)
BLUE = (0, 0, 255)
GREEN = (0, 255, 0)


def game_loop():
    game_exit = False

    # определяем цвета для светофора
    colors = [RED, YELLOW, GREEN]
    active_index = 0
    last_switch = pygame.time.get_ticks()
    interval = 2000

    # параметры автомобилей
    car_width = 40
    car_height = 60
    car_speed = 2
    horizontal_spacing = 12
    vertical_spacing = 20
    car_rects = []
    for i in range(2):
        left_rect = pygame.Rect(100, random.randint(50, WINDOW_HEIGHT - car_height), car_width, car_height)
        right_rect = pygame.Rect(WINDOW_WIDTH - 300 - car_width, random.randint(50, WINDOW_HEIGHT - car_height), car_width, car_height)
        car_rects.append(left_rect)
        car_rects.append(right_rect)

    # вертикальная и горизонтальная дистанция между автомобилями
    for i in range(1, len(car_rects)):
        if car_rects[i].left - car_rects[i-1].right < horizontal_spacing:
            car_rects[i].left = car_rects[i-1].right + horizontal_spacing
        if car_rects[i].top - car_rects[i-1].bottom < vertical_spacing:
            car_rects[i].top = car_rects[i-1].bottom + vertical_spacing

    while not game_exit:
        for event in pygame.event.get():
            if event.type == pygame.QUIT:
                game_exit = True

        # определяем нужный цвет светофора
        now = pygame.time.get_ticks()
        if now - last_switch >= interval:
            active_index = (active_index + 1) % len(colors)
            last_switch = now

        # временной интервал для зеленого цвета - 6 секунд, для остальных - 2
        interval = 6000 if active_index == 2 else 2000

        # движение машин
        if active_index == 0 or active_index == 1:
            car_speed = 0
        else:
            car_speed = 2
        for car_rect in car_rects:
            car_rect.move_ip(0, -car_speed)
            if car_rect.bottom <= 0:
                car_rect.top = WINDOW_HEIGHT
                car_rect.left = 100 if car_rect.left == WINDOW_WIDTH - 100 - car_width else WINDOW_WIDTH - 100 - car_width

        # рисуем светофор
        game_display.fill(GRAY)
        light_rect = pygame.Rect((WINDOW_WIDTH - 200) // 2, (WINDOW_HEIGHT - 300) // 2, 100, 300)
        pygame.draw.rect(game_display, DARK_GRAY, light_rect, 5)
        light_width = light_rect.width
        light_height = light_rect.height // 3
        light_y = light_rect.top
        for i in range(3):
            circle_rect = pygame.Rect(light_rect.left + 10, light_y + i * light_height + 10, light_width - 20, light_height - 20)
            circle_color = colors[i] if i == active_index else BLACK
            pygame.draw.circle(game_display, circle_color, circle_rect.center, circle_rect.width // 2)

        # рисуем автомобили
        for car_rect in car_rects:
            pygame.draw.rect(game_display, BLUE, car_rect)

        pygame.display.update()
        clock.tick(60)
    pygame.quit()
game_loop()
    

Задание 7 – Визуальная память

Напишите лайт-версию игры Memory game, используя возможности Pygame. Сначала приложение выводит (в случайном порядке) цветные окружности и дает возможность пользователю запомнить их расположение в течение нескольких секунд. Затем приложение закрывает цветные окружности серыми: пользователь должен по памяти сопоставить цветные пары. Каждая угаданная пара приносит пользователю 1 балл.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame
from random import shuffle

pygame.init()
# определяем цвета игры
black = (0, 0, 0)
white = (255, 255, 255)
red = (255, 0, 0)
blue = (0, 0, 255)
green = (0, 255, 0)
yellow = (255, 255, 0)
purple = (128, 0, 128)
grey = (192, 192, 192)

screen_width = 800
screen_height = 600
screen = pygame.display.set_mode((screen_width, screen_height))
pygame.display.set_caption("Тренируем визуальную память")

# задаем параметры окружностей и перемешиваем пары
circle_radius = 50
circle_colors = [red, blue, green, yellow, purple, white]
circle_pairs = circle_colors * 2
shuffle(circle_pairs)

# формируем список окружностей
circle_positions = []
for i in range(6):
    for j in range(2):
        center_x = ((screen_width / 6) * (i + 1)) - (screen_width / 12)
        center_y = ((screen_height / 3) * (j + 1)) - (screen_height / 6)
        circle_positions.append([center_x, center_y])

# запоминаем позиции и цвета окружностей
original_circle_positions = circle_positions.copy()
original_circle_colors = circle_pairs.copy()

# рисуем цветные окружности
for i in range(len(circle_pairs)):
    position = circle_positions[i]
    color = circle_pairs[i]
    pygame.draw.circle(screen, color, position, circle_radius)

font = pygame.font.SysFont('Arial', 20)
pygame.display.update()

# ждем 5 секунд
pygame.time.wait(5000)

# закрываем цветные окружности серыми
for i in range(len(circle_pairs)):
    position = circle_positions[i]
    pygame.draw.circle(screen, grey, position, circle_radius)

pygame.display.update()
uncovered_circles = []
last_uncovered_circle = None
score = 0

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            exit()

        if event.type == pygame.MOUSEBUTTONDOWN:
            mouse_pos = event.pos
            for i in range(len(circle_positions)):
                position = circle_positions[i]
                if ((position[0] - mouse_pos[0]) ** 2 + (position[1] - mouse_pos[1]) ** 2) ** 0.5 < circle_radius:
                    if i not in uncovered_circles:
                        uncovered_circles.append(i)
                        color = original_circle_colors[i]
                        pygame.draw.circle(screen, color, position, circle_radius)
                        pygame.display.update()
                        if last_uncovered_circle is not None and original_circle_colors[last_uncovered_circle] == original_circle_colors[i]:
                            score += 1
                        last_uncovered_circle = i

            if len(uncovered_circles) == len(circle_pairs):
                # вывод результата
                final_score_text = font.render(f"Уровень памяти: {str(score)} из 6", True, white)
                screen.blit(final_score_text, (screen_width // 2, screen_height // 2 + 125))
                pygame.display.update()
                pygame.time.wait(3000)
                pygame.quit()
                exit()

    

Задание 8 – Подсчет фигур

Напишите Pygame приложение, в котором сверху окна вниз плавно спускаются случайные разноцветные фигуры – треугольники, квадраты и окружности. Цвет для фигур выбирается случайным образом, результаты подсчета выводятся в верхнем левом углу окна.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame
import random

pygame.init()
width = 800
height = 600
screen = pygame.display.set_mode((width, height))
pygame.display.set_caption("Подсчет фигур")
clock = pygame.time.Clock()

white = (255, 255, 255)
black = (0, 0, 0)
colors = [(255, 0, 0), (0, 255, 0), (0, 0, 255), (255, 255, 0), (255, 0, 255), (0, 255, 255)]

# параметры фигур
class Circle:
    def __init__(self, x, y, color):
        self.x = x
        self.y = y
        self.color = color
        self.radius = 30

    def draw(self):
        pygame.draw.circle(screen, self.color, (self.x, self.y), self.radius)

class Triangle:
    def __init__(self, x, y, color):
        self.x = x
        self.y = y
        self.color = color
        self.width = 60
        self.height = 60

    def draw(self):
        pygame.draw.polygon(screen, self.color, [(self.x, self.y), (self.x + self.width, self.y), (self.x + self.width/2, self.y - self.height)])

class Square:
    def __init__(self, x, y, color):
        self.x = x
        self.y = y
        self.color = color
        self.width = 60
        self.height = 60

    def draw(self):
        pygame.draw.rect(screen, self.color, (self.x, self.y, self.width, self.height))

# создаем список фигур
shapes = []
x = random.randint(0, width - 60)
y = random.randint(-500, -50)
color = random.choice(colors)
shape_type = random.choice(["circle", "triangle", "square"])
if shape_type == "circle":
    shape = Circle(x, y, color)
elif shape_type == "triangle":
    shape = Triangle(x, y, color)
else:
    shape = Square(x, y, color)
shapes.append(shape)

# счетчики фигур
circle_count = 0
triangle_count = 0
square_count = 0

while True:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            pygame.quit()
            quit()

    screen.fill(black)

    # рисуем и подсчитываем фигуры
    for shape in shapes:
        shape.draw()
        shape.y += 5
        if shape.y > height:
            shapes.remove(shape)
            if isinstance(shape, Circle):
                circle_count += 1
            elif isinstance(shape, Triangle):
                triangle_count += 1
            else:
                square_count += 1
            x = random.randint(0, width - 60)
            y = random.randint(-500, -50)
            color = random.choice(colors)
            shape_type = random.choice(["circle", "triangle", "square"])
            if shape_type == "circle":
                shape = Circle(x, y, color)
            elif shape_type == "triangle":
                shape = Triangle(x, y, color)
            else:
                shape = Square(x, y, color)
            shapes.append(shape)

    # выводим счетчики
    font = pygame.font.SysFont("Verdana", 25)
    circle_text = font.render(f"Окружности: {circle_count}", True, white)
    triangle_text = font.render(f"Треугольники: {triangle_count}", True, white)
    square_text = font.render(f"Квадраты: {square_count}", True, white)
    screen.blit(circle_text, (10, 10))
    screen.blit(triangle_text, (10, 40))
    screen.blit(square_text, (10, 70))

    pygame.display.update()
    clock.tick(60)

    

Задание 9 – Призы и бомбы

Напишите Pygame игру, в которой игрок (зеленая окружность) должен «ловить» синие треугольники («призы»), избегая столкновения с красными окружностями («бомбами»). Количество пойманных призов нужно подсчитывать.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame
import random

class RewardsBombs():
    def __init__(self):
        pygame.init()
        self.screen_width = 600
        self.screen_height = 600
        self.screen = pygame.display.set_mode((self.screen_width, self.screen_height))
        pygame.display.set_caption("Призы и бомбы")
        self.clock = pygame.time.Clock()
        self.green_pos = [self.screen_width // 2, self.screen_height - 30]
        self.red_positions = []
        self.red_speed = 2
        self.score = 0
        self.font = pygame.font.SysFont("Arial", 24)
        self.run()

    def run(self):
        while True:
            for event in pygame.event.get():
                if event.type == pygame.QUIT:
                    pygame.quit()
                    exit()

                if event.type == pygame.KEYDOWN:
                    if event.key == pygame.K_LEFT:
                        if self.green_pos[0] - 20 >= 0:
                            self.green_pos[0] -= 20
                    elif event.key == pygame.K_RIGHT:
                        if self.green_pos[0] + 20 <= self.screen_width:
                            self.green_pos[0] += 20
                    elif event.key == pygame.K_UP:
                        if self.green_pos[1] - 20 >= 0:
                            self.green_pos[1] -= 20
                    elif event.key == pygame.K_DOWN:
                        if self.green_pos[1] + 20 <= self.screen_height:
                            self.green_pos[1] += 20

            # движение красных бомб
            for i in range(len(self.red_positions)):
                self.red_positions[i][1] += self.red_speed

            # создание бомб и призов
            if random.random() < 0.02:
                x = random.randint(0, self.screen_width)
                num = random.randint(1, 10)
                if num % 2 == 0:
                    self.red_positions.append([x, 0, False])
                else:
                    self.red_positions.append([x, 0, True])

            # проверка столкновений с игроком
            for pos in self.red_positions:
                if pos[2]:
                    if abs(pos[0] - self.green_pos[0]) <= 20 and abs(pos[1] - self.green_pos[1]) <= 20:
                        self.score += 1
                        self.red_positions.remove(pos)
                else:
                    if (pos[0] - self.green_pos[0]) ** 2 + (pos[1] - self.green_pos[1]) ** 2 < 400:
                        self.game_over()

            # убираем бомбы за пределами окна
            self.red_positions = [pos for pos in self.red_positions if pos[1] < self.screen_height]
            self.screen.fill((0, 0, 0))

            for pos in self.red_positions:
                if pos[2]:
                    pygame.draw.polygon(self.screen, (0, 0, 255), [[pos[0], pos[1]-10], [pos[0]+10, pos[1]+10], [pos[0]-10, pos[1]+10]])
                else:
                    pygame.draw.circle(self.screen, (255, 0, 0), pos[:2], 10)

            pygame.draw.circle(self.screen, (0, 255, 0), self.green_pos, 10)

            self.draw_score()
            pygame.display.update()
            self.clock.tick(60)

    def draw_score(self):
        score_surface = self.font.render(f"Призы: {self.score}", True, (255, 255, 255))
        self.screen.blit(score_surface, (10, 10))

    def game_over(self):
        message_surface = self.font.render(f"Игра закончена! Призы: {self.score}", True, (255, 0, 0))
        self.screen.blit(message_surface, (self.screen_width // 2 - message_surface.get_width() // 2, self.screen_height // 2 - message_surface.get_height() // 2))
        pygame.display.update()
        pygame.time.wait(3000)
        pygame.quit()
        exit()

if __name__ == "__main__":
    RewardsBombs()
    

Задание 10 – Змейка

Напишите лайт-версию игры «Змейка», используя Pygame. Змейка ест красные яблоки, которые появляются в случайных позициях в пределах игрового поля, и прибавляет в длине после каждого яблока. При столкновении с хвостом или границей окна игра заканчивается.

Пример:

🐍 Самоучитель по Python для начинающих. Часть 21: Основы разработки игр на Pygame

Решение:

Код решения.

        import pygame
import random

pygame.init()
screen_width = 600
screen_height = 600
screen = pygame.display.set_mode((screen_width, screen_height))
pygame.display.set_caption("Змейка")
green = (0, 255, 0)
red = (255, 0, 0)
font = pygame.font.SysFont("Arial", 20)
clock = pygame.time.Clock()

# основные параметры игры
cell_size = 20
snake_speed = 5
snake_length = 3
snake_body = []

for i in range(snake_length):
    snake_body.append(pygame.Rect((screen_width / 2) - (cell_size * i), screen_height / 2, cell_size, cell_size))
snake_direction = "right"
new_direction = "right"
apple_position = pygame.Rect(random.randint(0, screen_width - cell_size), random.randint(0, screen_height - cell_size), cell_size, cell_size)

game_over = False
while not game_over:
    for event in pygame.event.get():
        if event.type == pygame.QUIT:
            game_over = True
        elif event.type == pygame.KEYDOWN:
            if event.key == pygame.K_UP and snake_direction != "down":
                new_direction = "up"
            elif event.key == pygame.K_DOWN and snake_direction != "up":
                new_direction = "down"
            elif event.key == pygame.K_LEFT and snake_direction != "right":
                new_direction = "left"
            elif event.key == pygame.K_RIGHT and snake_direction != "left":
                new_direction = "right"

    # новое направление движения
    snake_direction = new_direction
    # управление змейкой
    if snake_direction == "up":
        snake_body.insert(0, pygame.Rect(snake_body[0].left, snake_body[0].top - cell_size, cell_size, cell_size))
    elif snake_direction == "down":
        snake_body.insert(0, pygame.Rect(snake_body[0].left, snake_body[0].top + cell_size, cell_size, cell_size))
    elif snake_direction == "left":
        snake_body.insert(0, pygame.Rect(snake_body[0].left - cell_size, snake_body[0].top, cell_size, cell_size))
    elif snake_direction == "right":
        snake_body.insert(0, pygame.Rect(snake_body[0].left + cell_size, snake_body[0].top, cell_size, cell_size))

    # проверяем, съела ли змея яблоко
    if snake_body[0].colliderect(apple_position):
        apple_position = pygame.Rect(random.randint(0, screen_width - cell_size), random.randint(0, screen_height-cell_size), cell_size, cell_size)
        snake_length += 1

    if len(snake_body) > snake_length:
        snake_body.pop()

    # проверка столкновения со стенами
    if snake_body[0].left < 0 or snake_body[0].right > screen_width or snake_body[0].top < 0 or snake_body[0].bottom > screen_height:
        game_over = True

    # проверка столкновения с собственным телом
    for i in range(1, len(snake_body)):
        if snake_body[0].colliderect(snake_body[i]):
            game_over = True

    screen.fill((0, 0, 0))
    # рисуем змейку
    for i in range(len(snake_body)):
        if i == 0:
            pygame.draw.circle(screen, green, snake_body[i].center, cell_size / 2)
        else:
            pygame.draw.circle(screen, green, snake_body[i].center, cell_size / 2)
            pygame.draw.circle(screen, (0, 200, 0), snake_body[i].center, cell_size / 4)

    # рисуем яблоко
    pygame.draw.circle(screen, red, apple_position.center, cell_size / 2)

    # выводим количество яблок
    score_text = font.render(f"Съедено яблок: {snake_length - 3}", True, (255, 255, 255))
    screen.blit(score_text, (10, 10))
    pygame.display.update()

    clock.tick(snake_speed)

pygame.quit()

    

Подведем итоги

Мы рассмотрели самые простые приемы разработки игр в Pygame – возможности этой библиотеки намного обширнее. К примеру, для быстрой разработки в Pygame используются спрайты – объекты для определения свойств и поведения игровых элементов. Встроенные классы Group, GroupSingle и RenderUpdates позволяют быстро, просто и эффективно группировать, обновлять и отрисовывать игровые элементы.

В следующей главе будем изучать работу с SQL и базами данных.

***

Содержание самоучителя

  1. Особенности, сферы применения, установка, онлайн IDE
  2. Все, что нужно для изучения Python с нуля – книги, сайты, каналы и курсы
  3. Типы данных: преобразование и базовые операции
  4. Методы работы со строками
  5. Методы работы со списками и списковыми включениями
  6. Методы работы со словарями и генераторами словарей
  7. Методы работы с кортежами
  8. Методы работы со множествами
  9. Особенности цикла for
  10. Условный цикл while
  11. Функции с позиционными и именованными аргументами
  12. Анонимные функции
  13. Рекурсивные функции
  14. Функции высшего порядка, замыкания и декораторы
  15. Методы работы с файлами и файловой системой
  16. Регулярные выражения
  17. Основы скрапинга и парсинга
  18. Основы ООП: инкапсуляция и наследование
  19. Основы ООП: абстракция и полиморфизм
  20. Графический интерфейс на Tkinter
  21. Основы разработки игр на Pygame
  22. Основы работы с SQLite
  23. Основы веб-разработки на Flask
  24. Основы работы с NumPy
  25. Основы анализа данных с Pandas
***

Материалы по теме

МЕРОПРИЯТИЯ

Над какой игрой трудитесь? Расскажите в комментариях!

ВАКАНСИИ

Добавить вакансию
Разработчик C++
Москва, по итогам собеседования

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ